Найти тему
Сноб

10 самых крупных аварий в московском метро, которые унесли жизни более 30 человек

Оглавление

Утром 11 октября на станции московского метро «Печатники» Люблинско-Дмитровской линии столкнулись два поезда, пострадали пять человек. «Сноб» вспоминает 10 самых крупных аварий в столичной подземке с момента ее открытия.

Первое ЧП

Первое ЧП в подземке случилось спустя 44 года после ее открытия. 15 апреля 1979 года в тоннеле между станциями «Автозаводская» и «Коломенская» поезд задел редуктором конструкцию тоннеля. Тогда сошли с рельсов пять вагонов. В результате инцидента никто не погиб, но многие пассажиры получили травмы. Точных данных о количестве пострадавших нет. Авария парализовала работу метро почти на сутки. После этого случая все тоннели столичной подземки оборудовали дополнительным устройством для контроля габаритов вагона.

Огонь под вагоном

Вторая крупная авария случилась 10 июня 1981 года. Между станциями «Третьяковская» и «Октябрьская» вспыхнул находившийся под вагоном деревянный ящик с аккумуляторными батареями. Огонь охватил четыре состава. Пострадали несколько пожарных. По официальным данным, жертв среди пассажиров не было. По другой версии, несчастный случай привел к гибели семи человек.

110 секунд паники

Спустя полгода, 17 февраля 1982 года, на станции «Авиамоторная» в час пик сломался эскалатор — его ступени поехали вдвое быстрее, чем нужно. Пассажиры теряли равновесие и падали. Внизу у эскалатора случилась давка. Некоторые люди забирались на балюстраду, чтобы перебраться на соседний эскалатор, и срывались вниз. Всего за 110 секунд у подножья движущейся лестницы оказалось около 100 человек.

Власти не хотели афишировать ЧП. Информация о погибших и пострадавших стала известна лишь спустя девять месяцев: уголовное дело, возбужденное по факту этой трагедии, дошло до рассмотрения в Верховном суде РСФСР. Выяснилось, что в метро погибли 8 человек. Еще 30 получили травмы.

Следователи посчитали, что причиной ЧП стала неисправность новых тормозов эскалатора. После инцидента в подземке в течение нескольких месяцев проверяли работу всех движущихся лестниц, а «Авиамоторную» на три недели закрыли на ремонт.

Три аварии за 14 часов

30 и 31 марта 1994 года в московском метро с разницей в нескольких часов произошли три аварии.

Первая — около семи вечера 30 марта: на перегоне «Нагорная» — «Нахимовский проспект» поезд врезался во впереди идущий состав. Травмы получили 16 человек — большинство из них ехали в хвосте переднего состава. Всего из тоннеля спасатели эвакуировали около 2500 пассажиров.

В половине шестого утра 31 марта на той же станции поезд поехал не по тому пути. В результате с рельсов сошли три вагона. Никто не пострадал.

Еще одна авария случилась около девяти утра. В поезд, прибывший на станцию «Петровско-Разумовская», врезался следующий за ним состав. С рельсов сошел один вагон, станцию заволокло дымом. Находящиеся внутри поездов пассажиры запаниковали, началась давка. Погибших в результате аварии не было, к врачам обратились четыре человека.

Позже эксперты установили, что причиной всех трех аварий стали технические неполадки и неправильные действия машинистов.

Блэкаут в метро

25 мая 2005 года в московском метрополитене отключили электричество. Поезда встали сразу на нескольких участках: от станции «Красногвардейская» до «Павелецкой», от «Серпуховской» до «Бульвара Дмитрия Донского», от «Битцевского парка» до «Проспекта мира». Составы также не ходили на Люблинской, Бутовской, Каховской линиях. Причиной ЧП, парализовавшего работу 52 станций из 170-ти, стали аварии сразу на нескольких столичных электростанциях. Из-за этого в тоннелях подземки застряли около 20 тысяч человек. Обошлось без жертв, но эвакуация заняла несколько часов. Метро полноценно заработало только на следующий день. После ЧП в отставку подали директор «Мосэнерго» Аркадий Евстафьев и его заместитель Владислав Назин. Также были возбуждены уголовные дела по статьям «халатность» и «злоупотребление полномочиями», но к уголовной ответственности так никого и не привлекли, несмотря на ущерб в несколько миллиардов рублей.

Свая в тоннеле

Еще через год, 19 марта 2006-го, между станциями «Войковская» и «Сокол» в метро упала свая. В это время над тоннелем рабочие забивали сваи для установки рекламного щита, и одна из них провалилась в подземку прямо перед составом. Машинист поезда Андрей Ульянов успел затормозить, но свая все же пробила один из вагонов. Ульянов организовал эвакуацию пассажиров, жертв удалось избежать.

Позже выяснилось, что установка щита не была согласована с руководством метро. Машиниста за спасение пассажиров наградили Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Поврежденные рельсы

25 июня 2008 года еще одно ЧП под землей произошло на станции «Владыкино». Там из-за скола верхней части рельса с путей сошли четыре последних вагона поезда. 800 человек оказались заблокированными в тоннелях. После эвакуации к врачам с травмами обратились восемь пассажиров, еще одна женщина попала в больницу с гипертоническим кризом. Погибших в аварии не было. Движение поездов в метро восстановили только на следующий день.

Остановка эскалатора

На станции «Комсомольская» 15 апреля 2012 года эскалатор у выхода к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам резко ускорился, а потом остановился. Находящиеся на ступеня пассажиры упали, пострадали 10 человек. Причиной аварии стало отсутствие детали, которую техники забыли установить во время ремонта эскалатора. После ЧП работу потеряли начальник отдела техконтроля и один из мастеров, еще пять сотрудников получили выговор. В отношении ремонтников возбудили уголовное дело по статье о халатности. Какое наказание они получили, неизвестно.

Пожар с компенсацией

Пожар в тоннеле между станциями «Охотный ряд» и «Библиотека имени Ленина» 5 июня 2013 года начался из-за короткого замыкания в силовом кабеле. Движение составов остановилось. Спасатели эвакуировали 5 тысяч пассажиров, 54-м из них потребовалась помощь медиков. Сергей Собянин, на тот момент врио мэра Москвы, поручил руководству столичного метро выплатить каждому пострадавшему не менее 100 тысяч рублей компенсации. По всей видимости, деньги получили не все: некоторые пассажиры подали в суд на Московский метрополитен. Год спустя женщина, которая провела после аварии неделю в больнице, отсудила у подземки 150 тысяч рублей.

Крупнейшая катастрофа с 24-мя жертвами

Самая крупная в истории России авария в метро произошла 15 июля 2014 года. Между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» три вагона поезда сошли с рельсов. По разным версиям, причиной аварии стала неправильно закрепленная стрелка на перегоне и неисправность вагона.

После ЧП работникам метро потребовалось время, чтобы снять напряжение электричества в тоннелях. Около 40 минут спасатели не могли оказать помощь застрявшим в подземке пассажирам. Граждане разбивали окна аварийными молотками и шли до станций по рельсам.

В аварии погибли 24 человека, около 217-ти получили травмы.

Год спустя суд признал виновными в ЧП трех сотрудников метрополитена и представителя строительной компании-подрядчика. Они получили от 5,5 до 6 лет лишения свободы. Суд также обязал виновников выплатить семьям пострадавших 13 миллионов рублей.

Подготовила Ирина Филиппова