Ещё один новый проект в рамках нашего сотрудничества с каналом filumjazz
Хорошей музыки мало. Даже сейчас, когда одномоментно стала доступна в интернете почти вся коллекция записанной до сегодняшнего дня мировой музыки. Многие меломаны сталкивались с тем, что при исчерпании списка “классических” групп и альбомов послушать уже больше нечего: ничто не удивляет и не резонирует с нашим внутренним я. В этом случае есть два пути: закупориться в непроницаемый кокон и потихоньку стагнировать, слушая любимые записи, получая всё меньше и меньше удовольствия от их прослушивания, либо переключаться на новые жанры и слушать “классические” записи оттуда. Но есть и третий путь, он обычно открывается самым искушённым: искать редкие бриллианты, по разным причинам не ставшим “классикой”. Этим, надеюсь, мы с БиС и займёмся в рамках данной рубрики.
Мы с БиС договорились о таком регламенте: он присылает мне за раз отслушать по три альбома — я пишу о своих впечатлениях. Сначала я не глядя в Википедию абстрактно слушаю и описываю свое первое впечатление, затем изучаю контекст и пишу о культурном вкладе этой записи. Надеюсь, получится не скучно.
Soft Heap - "Soft Heap" 1978
Ну не посмотреть год выпуска пластинки перед прослушиванием я не мог, поэтому временной контекст сразу понятен. Второе, что бросилось в глаза — название альбома совпадает с названием коллектива — судя по всему это дебютная работа.
Первое впечатление от начала пластинки приятное, перекликается по мягкости и тягучести с альбомами американского психоделического фьюжн начала 70-х. Далее идут номера, которые объясняют концепцию: музыка, которую мы слышим, скорее всего придумана прямо во время записи в студии — это совместная импровизация, как сейчас модно называть это называть — “improv” хоть и с использованием рок-инструментов. К середине альбома однообразие приёмов начинает утомлять. Что мне бросилось в глаза после первого прослушивания, музыканты на пластинке точно не американцы. Европейцы, может быть скандинавы.
Самое время перейти к изучению контекста — почитать Википедию.
А вот прочтение Википедии заставляет взглянуть на эту музыку несколько по-другому. Оказывается, проект Soft Heap — это британский проект бывших членов двух знаменитых джаз-роковых команд Soft Machine и National Health. Слово “Soft” в названии не случайно! От Soft Machine здесь басист Хью Хоппер и саксофонист Элтон Дин; от National Health — клавишник Алан Гоуэн и барабанщик Пип Пайл. С не американцами угадал! С дебютным альбомом тоже угадал — у коллектива в дискографии три альбома.
После знакомства с контекстом скажу: неплохо для британских рокеров, даже очень неплохо. Удивили. Хотя, получившуюся музыку всё-равно не назвал бы шедевром. Для этого здесь сильно не хватает бури эмоций или композиционной затейливости: всё слишком поверхностно и монотонно.
Hugh Hopper - bass; Elton Dean - saxophone; Alan Gowen - keyboards: Pip Pyle - drums
Gordian Knot - "Gordian Knot" 1998
98-й год. Перескочили ровно на два десятилетия. Интересно, что этим хотел сказать БиС? Название альбома опять совпадает с названием группы — опять дебютник?
Первое впечатление неплохое, музыка затейливая, очень напоминает по звучанию, местами King Crimson 90-х. Хотя есть и что-то оригинальное, взятое из эстетики хэви-метал. Хотя, уже к концу второй композиции звучание начинает потихоньку приедаться из-за отсутствия развития: всё крутится вокруг заявленных изначально концепций, без разнообразия. У тех же King Crimson, например, всегда были в репертуаре достаточно контрастные номера для разнообразия. Музыка, определённо, на любителя. Больше звучит как “гитарный альбом”, чем как музыка, при прослушивании которой забываешь, кто её автор: гитарист, клавишник или басист.
Изучаем контекст.
А контекст весьма неожиданный! Во-первых, лидер не гитарист, а басист знаменитой сегодня прог-группы Cynic Шон Мэлоун, а на барабанах ему помогает его соратник по Cynic Шон Рейнерт. Ну нам уже известно, что с 90-х всё прогрессивное в роке построено на звучании хэви-метал. Моду на это ввели как раз, упомянутые мной ранее, King Crimson в середине 90-х, а металлисты-виртуозы с удовольствием к этому подключились, дав начало стилю “прогрессив-метал”. Кстати, в записи этого альбома принял участие и преданный соратник Фриппа 90-х годов — стикмен Трей Ганн. Наверное, благодаря его участию я услышал здесь много от звучания KC. Также можно здесь отметить стик-басиста Джона Мёна из Dream Theater. Альбом, судя по статье в Википедии, значимый в узких кругах поклонников прог-метал. У коллектива, судя по Allmusic.com, в дискографии два альбома.
Изменил я свое первоначальное мнение после изучения контекста? Наверное, нет. На мой взгляд, этому альбому не позволяет записаться в шедевры однотипность приёмов развития композиции: музыка хэви-метал изрядно клишированна и здесь это сильно чувствуется, хотя также слышно, что музыканты отчаяно старались вырваться из клетки “хеви-метал”. Альбом, определённо, на любителя.
Sean Malone - Bass, Composer, Keyboards, Producer, Stick; Glenn Snelwar - Guitar; Ron Jarzombek - Guitar; Trey Gunn - Composer, Guitar, Touch Guitar, Mixing, Producer; John Myung - Stick; Sean Reinert - Composer, Drums; Mark Prator - Mixing; Bob Katz - Mastering; Tim Spear - Design
The Tea Club - "General Winter's Secret Museum" 2008
Перенеслись ещё ровно на 10 лет вперёд? Кажется, начинаю догадываться в чём задумка подборки.
Первое впечатление также неплохое. Достаточно мелодично и мощно. Музыка по звучанию напоминает ранних Radiohead и Muse, что, к сожалению, немного говорит о её вторичности: те творили такое ещё в конце 90-х, но дадим шанс ребятам — слушаем дальше. К середине альбома музыка начинает утомлять по причине чрезмерно перекомпрессированного звучания — музыканты, определённо, пали жертвой пресловутой войны за громкость. К середине альбома проявляется небольшое влияние King Crimson, что на мой вкус также не добавляет оригинальности.
Давайте почитаем контекст.
Информации о группе крайне мало. Парни из Нью-Джерси. “Изначально старались сочинять музыку сравнимую по эпичности с ранними прогрессив-рок-группами 1960-х и 70-х годов”. General Winter's Secret Museum — это дебютный полноформатный альбом коллектива. Музыканты активно стараются использовать в своих аранжировках необычные гитарные строи и аккорды. На сегодняшний день коллектив выпустил три альбома.
Резюме: переслушивать этот альбом я бы не стал. Он тоже на любителя. Очень мало оригинальности. Соединить звучание раннего Radiohead со звучанием ранних King Crimson может и любопытно, но не более. У ребят на альбоме нет ни одной красивой баллады или даже просто запоминающейся мелодии. Всё слишком ровно, без сильных контрастов. А хорошему произведению искусства нужны контрасты как у King Crimson и трогательность как у Radiohead. Но на концерт бы сходил к ним, если бы жил рядом с Нью Джерси.
Patrick McGowan - Vocals, Guitar, Bass; Dan McGowan - Guitar, Vocals, Bass (9); Kyle Minnick - Drums; Tim Gilles - Production & mixing
Автор заметки - Filumjazz
Я, наверное, немного удивлю нашего уважаемого коллегу, но альбомы для этой рубрики выбирались действительно неким случайным образом. Мы же не зря решили назвать рубрику "Музыкальная Рулетка". А то, что они выстроились в хронологический ряд... Видимо, так звезды сошлись.
Единственным неслучайным критерием отбора была нестандартность, экспериментальность и прогрессивность представленных коллективов и их творчества. БиС