Найти в Дзене

Как на Руси отменили "конец света"

Что происходило на Руси до наступления лета 7000-го Русское государство в течении нескольких веков исправно пользовалось Византийским календарём с началом «Лета» — 1 марта («мартовский стиль») вплоть до Лета 7000-го или 1492 года. После чего был осуществлён переход на «сентябрьский стиль», с началом «Лета» — 1 сентября. В самой Византии «сентябрьский стиль» использовался с самого начала, как только он был рассчитан и принят в 4-м веке нашей эры. Несколько позже, в 6-м веке, опять же в Византии появился «мартовский стиль», который и был принят Русскими княжествами в 11-м веке. На протяжении почти пяти веков Русь придерживалась Византийской эры, берущей свой отсчёт от 1 марта 5508 года до н. э. Но, с 7000-го лета (7000 — 5508 = 1492), которое наступило 1 марта 1492 года от Р. Х. было принято решение о переходе на летоисчисление, начинавшееся 1 сентября 5509 года до н. э. Таким образом, спустя шесть месяцев, наступило Лето 7001-е. С момента принятия Русью Византийской эры прошло почти пол
Оглавление

Что происходило на Руси до наступления лета 7000-го

Русское государство в течении нескольких веков исправно пользовалось Византийским календарём с началом «Лета» — 1 марта («мартовский стиль») вплоть до Лета 7000-го или 1492 года. После чего был осуществлён переход на «сентябрьский стиль», с началом «Лета» — 1 сентября. В самой Византии «сентябрьский стиль» использовался с самого начала, как только он был рассчитан и принят в 4-м веке нашей эры. Несколько позже, в 6-м веке, опять же в Византии появился «мартовский стиль», который и был принят Русскими княжествами в 11-м веке.

На протяжении почти пяти веков Русь придерживалась Византийской эры, берущей свой отсчёт от 1 марта 5508 года до н. э. Но, с 7000-го лета (7000 — 5508 = 1492), которое наступило 1 марта 1492 года от Р. Х. было принято решение о переходе на летоисчисление, начинавшееся 1 сентября 5509 года до н. э. Таким образом, спустя шесть месяцев, наступило Лето 7001-е.

С момента принятия Русью Византийской эры прошло почти полтысячелетия, во время которых наши предки принципиально придерживались только «мартовского стиля», напрочь отвергая сентябрьский. Даже во времена тяжких испытаний, выпавших на долю Русских земель с монгольским нашествием. Но, времена меняются.

15-й век, в котором наступило 7-е тысячелетие, был насыщенным на события. На Руси в те времена шло объединение Русских земель вокруг Москвы, которая стала центром возрождения Русского государства, особенно после того, как Монголо-татарское иго кануло в лету. Почему именно Москва стала объединяющим центром Руси?

Тому поспособствовал монгольский хан Тохта, который в Лето 6807-е (в 1299 году) разорил и опустошил Киев, никого не щадя. Пострадали и православные монастыри. Киевский митрополит Максим, грек по происхождению, назначенный на эту должность Константинополем, не мог сносить чинимые ордынцами погромы и насилие.

«… в 1299 г. митрополит Максим, не стерпев насилия татарского, собрался со всем своим клиросом и уехал из Киева во Владимир на Клязьму…».

Таким образом, кафедра митрополита «всея Руси» переместилась из разорённого Киева в город Владимир. Преемник митрополита Максима, митрополит Киевский и всея Руси Павел в 1325 году перенес своё постоянное местопребывание из Владимира в Москву. Тем самым Москва стала центром Православия на Руси.

Кто бы что ни говорил, но именно Вера Православная в Господа Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу помогла русскому народу выдержать все испытания, выпавшие на его долю во время Монголо-татарского ига. Вместе с Православием, центр которого с 14-го века находился в Москве, Русская земля встала на борьбу с ненавистной Ордой. Игумен Радонежский Сергий благословил Московского князя Дмитрия на битву с Мамаем в 1380 году. Победа русских полков в Куликовской битве стала залогом освобождения Русской земли от Монголо-татарского ига.

Наступивший затем 15-й век принёс с собой много ключевых событий.

Во-первых, в 1453 году прекратила своё существование Византийская империя. Город Константинополь после двухмесячной осады был взят 29 мая 1453 года османскими (турецкими) войсками султана Мехмеда II, а византийский император Константин XI убит при штурме города. После этого события Киевская митрополия в 1458 году разделилась на западную (Киевскую), основные епархии которой находились под Польшей и Литвой, и восточную (Московскую), с епархиями, относившимися к Русскому государству. С 1461 года Московские владыки стали именоваться «митрополитами Московскими и всея Руси».

Во-вторых, великим князем Московским в Лето 6970-е (в 1462 году) стал Иван III Васильевич (1440 — 1505), дед Ивана Грозного, за расширение Русского государства и объединение многих Русских земель под властью Москвы получивший прозвище — Великий. В правление Ивана III активизировался процесс расширения внешних границ великого княжества Московского за счёт других русских земель, не принадлежащих великому княжеству Литовскому. Основными этапами в этом стало присоединение: Новгородской республики (1478), Тверского великого княжества (1485), Вятской республики (1489), Югорской земли (1500) и Пермской земли (1505).

В-третьих, в Лето 6980-е (в 1472 году) Иван III отказался выплачивать дань Орде и в контактах с Крымских ханством начал фигурировать как независимый правитель, а в 1480 году, после стояния на Угре, Русское государство стало полностью независимым от Орды. Хотя выплата дани Крымскому хану продолжалась до 1700 года.

На фоне этих происходящих событий, кардинально меняющих жизнь русских людей в лучшую сторону, подходило время наступления одного неприятного события — «конца света» или Апокалипсиса. За время Монголо-татарского ига вера русских людей в Христа позволяла стойко переносить все тяготы и лишения. Однако, испытав на «своей шкуре» все прелести монгольского завоевания, многие люди стали готовиться к ещё худшим временам — «концу света», о котором упомянуто в Новом Завете (Откровение Иоанна Богослова).

Согласно «Апокалипсиса» наступлению «конца света» должны были предшествовать определённые события:

снятие семи печатей;

семь ангелов должны были протрубить в трубы;

явление семи персонажей Откровения;

появление семи чаш гнева;

семь видений судов Божьих.

Частое повторение числа «семь» настораживало, и особо впечатлительные натуры посчитали, что если Бог создал Мир в шесть дней, а на седьмой день отдыхал, то этот Мир должен был просуществовать семь тысячелетий, а потом всё — «конец света». Потому как во 2-м послании Петра сказано:

«у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».

Седьмое тысячелетие наступало через 12 лет после отмены власти Орды, в 1492 году от Рождества Христова.

В этом году должен был состояться очередной «конец света». Даже Пасхалия была рассчитана только до этого года, о чём в конце делалась приписка: «Сие лето на конце явися, в оньже чаем всемирное торжество пришествие Твое». Считалось, что наступает 7000-е Лето от Сотворения Мира, а 7000 лет — это срок существования Мира. В 1491 году многие не засеяли свои поля, из-за чего наступил голод. Грек из окружения жены великого князя Софьи Палеолог Дмитрий Траханиот в связи с этим написал для архиепископа Геннадия Новгородского «О летах седьмой тысящи», в котором утверждал, что, коль скоро «никто не весть числа веку», то конец света в 7000-е Лето может не наступить, но дата конца света обязательно будет связана с числом 7.

Русское государство, только начавшее приходить в себя после сотен лет власти Орды, не собиралось опять «погибать». Поэтому с этими «семью тысячами лет» что-то надо было делать, не пускать же ситуацию на самотёк. Не таким был правитель Русского государства Иван Великий. В связи с этим, требовалось изменить эти 7000 лет, прошедших после «Сотворения Мира», на другую подходящую дату.

Практически вся Европа, за исключением нескольких стран, уже с 8-го века (за 200 лет до Крещения Руси) перешла на летоисчисление от Рождества Христова. Тем самым у европейцев 15-го века до Апокалипсиса имелся «запас времени» в 5,5 тысяч лет. Можно было бы и Русскому государству сменить летосчисление с Сотворения Мира на Рождество Христово, чтобы снять вопрос «конца света». Но, учитывая тот факт, как русские противились введению «сентябрьского стиля» ещё в 11-м веке, настаивая на весеннем начале года, такой кардинальный шаг в веке 15-м вряд ли был бы принят народом.

С момента гибели Византийской империи не прошло и 40 лет. Сентябрьский стиль со смещением даты «Сотворения Мира» на 1 сентября 5509 года вполне подходил, как преемственность погибшей Византии. В пользу этого варианта говорил тот факт, что женой великого князя Ивана III и великой княгиней Московской была Софья Палеолог, родная племянница последнего византийского императора Константина XI, убитого османами при взятии Константинополя.

Народу можно было сказать, что «второе пришествие Христа» ожидается к Его Рождеству — Лета 7000-го, декабря 25-го. А 1 сентября объявить, что Апокалипсис откладывается, потому как в этот день наступило Лето 7001-е. Но, для тех, кого такое объяснение не устраивало, можно было поменять дату самого «Сотворения Мира», опираясь на Новый Завет и русскую летопись 12-го века — «Повесть временных лет».

Ведь «сотворений мира» было сколько угодно, около 200, даже имеется славянско-арийское — «Сотворение Мира в Звёздном Храме», а вот о чисто русском «Сотворении Мира» никто ещё не говорил.

Как рассчитывали наступление "конца света" в разное время

Возможное наступление «конца света» лихорадило население не только Российского государства, но и других стран, исповедовавших Православие, в частности Грецию и Египет. Не отставали от христиан в этом вопросе и евреи. Как только люди смогли рассчитать дату «Сотворения Мира», у них сразу возникал вопрос: «А сколько времени этот Мир продержится?» И чтобы найти на него ответ, исследователи вопроса вновь погружались в свои религиозные книги: христиане — в Библию, а евреи — в Талмуд.

Советский учёный-астроном Иван Антонович Климишин (род. в 1933 г.) в своей книге «Календарь и Хронология» всевозможные изыскания по этому вопросу описал следующим образом:

«Определенную роль во всех проводившихся в то время хронологических «изысканиях» сыграли представления евреев и первых христиан о тесной связи между числом «дней творения мира» и продолжительностью его существования и, в частности, такое содержащееся в Библии утверждение: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний…» (Псалтирь, 89, 5), которое встречается и в новозаветном «Втором послании апостола Петра»: «… у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (3, 8).

Потому-то в Талмуде вполне однозначно утверждается, что «шестидневное число творения мира было для свидетельства и означения, что мир продолжится 6 тысяч лет». На этом же основании раввин Елиезер утверждал, будто 84-летний период и составляет «1 час дня Господня» и по истечении его Солнце и Луна возвращаются к тому самому пункту, из которого вышли при творении.»

Исходя из этих предположений у разных народов стали возникать всевозможные прогнозы относительно наступления «конца света». Здесь фантазия дала бурный рост. Даты последних дней Мира стали расти как грибы после дождя. Что интересно, ошибки в прогнозах не отворачивали людей от этой темы, а заставляли искать всё новые и новые «знамения», приближающие «конец света».

«Ранее уже отмечалось стремление христианских и еврейских толкователей Библии «предугадать» судьбу мира, исходя как из рассказа о шести днях «творения», так и из текстов Библии в целом. Одно из таких «предвидений» еврейских книжников выглядело так: «В первом и последнем стихах Библии первая буква алеф встречается шесть раз, а так как шесть алеф = 6000, то… существование мира будет продолжаться 6000 лет».

В понятиях христиан числа 6000 и 7000 также приобрели особый смысл как некоторые «эквиваленты» числа дней творения и полной седмицы. Потому-то, например, Григорий, епископ Нисский, еще около 375 г. писал:

«Когда прекратится и это быстро движущееся и преходящее время…, тогда, несомненно, окончится и эта седмица, измеряющая время, и ее место заступит восьмой день, т. е. последующий век, который весь представляет собой один день…»

И все же конец «6-й тысячи лет от сотворения мира» (по византийской эре в 6000 — 5508 = 492 г.) прошел довольно спокойно, по-видимому потому, что в то время не было еще сформированного и принятого подавляющим большинством христиан представления о том, «когда» должна закончиться эта последняя тысяча лет.

К X в. н. э. Западная Европа практически перешла на летосчисление от «рождества Христова», и в конце X в., как только исполнилась 1000 лет этой эры, многие летописцы прекратили свои записи, люди из городов тысячами убегали в леса и пещеры — все ожидали конца мира и страшного суда.

Для христиан восточного обряда, в частности в Византии и на Руси, 7-я тысяча лет от «сотворения мира» заканчивалась в 7000 — 5508 = 1492 г. Конец ее был тревожным: в 1453 г. турками была захвачена столица восточного христианства — Константинополь. Ожидание «конца мира» отразилось и в списках пасхалий. В частности, хотя в 1408 г. закончился 13-й великий индиктион (877 — 1408 гг.) — 532-летний круг пасхальных таблиц, ни в Греции ни на Руси никто не решался расписать таблицы дат пасхи на новое 532-летие, а ограничивались всего короткими списками по … 1492 г. Из-за суеверия никто не решался «перешагнуть» в счете лет за 7-ю тысячу лет!

Наоборот, на последнем листе одной из таких пасхальных таблиц сделана такая приписка: «Зде страх, зде скорбь, зде беда велика в распятии Христове сии круг бысть, и се лето на конци явися, в ня же чаем всемирное твое пришествие о владыко…». Очевидно, речь идет о круге Солнца или Луны.

Конечно, и в то время были здравомыслящие люди: на другом сохранившемся листе пасхалии никакого предсказания конца мира нет. Наоборот, писец спокойно отметил следующее: «Неции же глаголют — тогда же будет второе пришествие Господне; глаголет же святый Марко евангелист: о дни том и о часу никто же не весть…». Впрочем, и здесь таблица все же ограничена 7000-м = 1492-м годом, хотя 14-й индиктион начался в 1409 г. и его следовало продолжить по 1940 г.

Писатель и историк Н. М. Карамзин говорит: «Истекла седьмая тысяча лет от сотворения мира по греческим хронографам: суеверие с концем ея ждало конца миру».

Но вот наступило 1 сентября (7000 — 5509 =) 1491 г., потом 1 марта (7000 — 5508 =) 1492 г., снова 1 сентября уже 7001 г. и «Суеверные успокоились, увидели, что земля стоит и небесный свод не колеблется с исходом седьмой тысячи…».

И так как «роковой» 1492 г. миновал благополучно, то Московский церковный собор сразу же в сентябре 1492 г. утвердил пасхалию на последующие годы. Собор тогда же принял решение перенести начало года с 1 марта на 1 сентября.

© И. А. Климишин. Календарь и Хронология

(Продолжение следует)

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников