СССР никогда не занимал лидирующие позиции в сфере микроэлектроники, но пытался не отставать от иностранных конкурентов. В какой-то момент России стало всё это не нужно, а в результате наработки оказались утеряны, а отставание от лидеров рынка и стало критическим. Известно, что сегодня TSMC успешно выпускает чипы по 3-нм технологическому процессу, тогда как в России имеется в распоряжении только 130-нм станки. Власти уже подготовили план, согласно которому в 2026 году в стране появится собственное производство полупроводников по 65-нм технологическому процессу. Следом, в 2027 году ожидается выход на 28-нм нормы, а к 2030 можно будет переходить на 14 нанометров. Неясно, удастся ли достичь поставленных целей, но все участники проекта настроены решительно.
Как стало известно, для упрощения реализации плана его разделят на несколько этапов, а первый из них завершится в 2027 году. Именно в этот момент начнётся массовое производство отечественных чипов по 28-нм технологическому процессу, а всего под эти цели выделят 100 миллиардов рублей. По информации «Коммерсанта», с 2023 по 2025 год будет выделена вся сумма, которая пойдёт на опытно-конструкторские работы в области разработки оборудования для производства электроники и создание материалов с уникальными свойствами проводимости. Минпромторг сообщил, что средства будут выделены в рамках субсидирования работ по государственной поддержке с использованием госзакупок согласно нацпрограмме «Научно-технологическое развитие России». На момент подготовки материала, не было раскрыто, сколько именно средств выделит государство, и какая часть из 100 миллиардов рублей окажется внебюджетной.
Стоит понимать, что сумма в 100 миллиардов рублей только на первый взгляд кажется большой, ведь общие растраты на отрасль со стороны государства намного выше. Например, в 2024 году инвестиции в российские полупроводники достигнут 210 миллиардов рублей. Вице-премьер и глава Минпромторга России подчеркнул, что расходы непрерывно увеличиваются. Денис Мантуров напомнил, что в 2020 году бюджетные инвестиции не превышали 10 миллиардов рублей в год, в текущем году они уже составляют 147 миллиардов рублей, а в следующем превысят 210 миллиардов. Журналисты ссылаются на слова гендиректора Международного научно-технологического центра МИЭТ (МНТЦ МИЭТ) Олега Нефедова, который уверяет, что уже в 2027 году Россия будет иметь полный комплект оборудования для производства микросхем на трёх основных этапах: от создания кремниевых пластин до окончательной обработки. Средства также будут направлены на разработку систем автоматизированного проектирования (САПР).
Что любопытно, первая отечественная установка для фотолитографии будет готова к концу 2024 года и сможет соответствовать 350-нм нормам. Как уже было сказано, TSMC прямо сейчас имеет на руках 3 нанометра, поэтому говорить о том, чтобы догнать и перегнать лидеров рынка в данном случае самонадеянно. Отдельно отмечается, что часть оборудования для производства микросхем будет импортирована из Белоруссии и Китая, а не произведена в России. Эксперты полагают, что значительные финансовые вливания не помогут, если у страны не будет достаточно квалифицированных специалистов в этой отрасли. В настоящее время в России остро нахватает экспертов, способных разрабатывать комплексы для производства микросхем. Несмотря на инвестиции, Россия сталкивается с недостатком профильных специалистов, а большинство тех, кто создавал нечто подобное в СССР, уже на пенсии.
Мало того, сумма в 100 миллиардов рублей кажется незначительной на фоне инвестиций, которые ежегодно совершают крупный мировые игроки. К примеру, компания ASML из Нидерландов (крупнейший поставщик оборудования для литографии в мире с долей в 90%) только в 2022 году вложила в исследования и разработки 3.25 миллиарда евро, что при текущем курсе ЦБ России на октябрь 2023 года составляет около 350 миллиардов рублей. По мнению аналитиков, если российские власти действительно хотят построить в стране собственную полупроводниковую отрасль, то придётся подключать к процессу крупные компании и состоятельных людей. Рисковать средствами должно не государство, а частные лица, как это происходит во всём мире. Благодаря этому удастся контролировать расходы, а результат будет максимальным.