Найти тему
Спортс“

«Не день Бекхэма», Шмейхель роняет банку газировки, гладиатор Тотти. Великая футбольная реклама Pepsi из детства

Оглавление

Классика девяностых и нулевых.

«Кока-Кола» против «Пепси» – одна из главных маркетинговых битв 20-го века. Компании делали похожий продукт и соперничали за одну аудиторию. Стратегию продвижения они продумывали так, чтобы максимально задеть конкурента и переманить у него побольше клиентов.

В 60-х PepsiCo придумали победить The Coca-Cola Company, сделав молодежь целевой аудиторией. Рекламным слоганом стала задорное: «Пепси» – для тех, кто чувствует себя молодым», а еще через несколько лет он сменился на «Вы поколение «Пепси». С тех пор в их рекламе снимали актуальных кумиров молодежи: певцов, актеров, топ-моделей. А в 90-е присоединились и футболисты.

-2

Выход «Пепси» на футбольный рынок связан с двумя факторами:

• В конце 90-х – начале 00-х футболисты стали поп-звездами, спасибо Бекхэму и Эдгару Давидсу. Боссы PepsiCo поняли, что пацаны по всему миру фанатеют не только от музыкантов и актеров, но и от футболистов.

• «Кока-Кола» стала спонсором ЧМ-2002 и могла стянуть потенциальную аудиторию «Пепси».

Первые ролики – с «МЮ». «Я просто пошутил» и челленджи от Фергюсона

В 1999-м PepsiCo выпустили первую футбольную рекламу – и сразу с «МЮ». Боссы PepsiCo выбрали «Юнайтед» из-за Бекса, в котором они видели идеальную модель. «Его внешность сразу привлекла нас, мы поняли, что такой образ будет продаваться», – рассказал глава коммерческого отдела PepsiCo Вивек Санкаран.

Правда главным героем ролика стал не Бекс, а Шмейхель: по сюжету «Юнайтед» проигрывает, и в перерыве Ферги кидает всем банки с «Пепси», чтобы подзарядиться бодростью. Банки ловят все, кроме Шмейхеля. «Я пошутил», – оправдывался кипер, но это не спасло его от испепеляющего взгляда шотландца.

Рекламная кампания получила звонкий слоган Ask for more (в русском переводе превратился в «Бери от жизни все»).

Еще одна классика этого периода – ролик «Это не день Бекхэма» (2001). По сюжету Дэвид спускается в подтрибунку после провального матча и встречает там пацана, который пьет «Пепси». Бекс просит у мальчика глоток газировки, а тот в ответ просит его футболку. Дэвид расплывается в довольной улыбке и протягивает пацану форму – оказалось, тот просто хотел протереть ей банку после Бекхэма.

Финальная фраза ролика – «Не день Бекхэма» – быстро стала мемом эпохи интернет-модемов.

Кстати, ролик «Пепси» – отсылка к раритетной рекламе «Кока-Колы» с Марадоной (1982 год). Сюжет ролика «Колы» куда менее ироничный: утомленный Марадона после матча спускается в подтрибунку, а пацан с бутылкой «Колы» настойчиво предлагает ему газировку. Аргентинец сдается и делает глоток, неожиданно для себя кайфует и в благодарность отдает пацану свою футболку.

Следующей активностью стал Pepsi World Challenge: в июне 2001 года 16 игроков со всего мира собрали в Лондоне и заставили состязаться с Бекхэмом, Вероном, Йорком, Ривалдо и Роберто Карлосом. В соревнованиях участвовали в основном ноунеймы из отдаленных стран. Но от России поехал Сергей Семак.

Из-за Семака разгорелся небольшой скандал. Помимо рубки в челлендже игроки рассказывали на камеру о том, какой «Пепси» крутой напиток. Это не очень понравилось представителям «Колы», у которой был контракт с РФС – грозили судом. «Наша беда в том, что мы в таких тонкостях еще очень неграмотны, и это зачастую ставит нас в неловкое положение», – оправдывался президент РФС Колосков. Все разрешилось мирно: быстро выяснилось, что личных обязательств перед «Колой» у Семака нет.

В программе были соревнования на дриблинг, точность удара, контроль мяча и исполнение штрафных. Разработку правил доверили Фергюсону. «Я специально сделал тесты посложнее, чтобы по-настоящему проверить игроков», – рассказал шотландец.

Итоговое видео длится почти час. Точно стоит заценить конкурс на контроль мяча (25:20), где Бекс устроил представление, балансируя на четвереньках и удерживая мяч на затылке. «В этот момент я понял, за что его так ценит Фергюсон», – признался Йорк.

Еще точно стоит посмотреть конкурс штрафных, где в финал вышли гиганты стандартов – Роберто Карлос и Бекс (50:02).

В итоге абсолютным чемпионом стал египтянин Хазем Эмам, второе место получил южнокореец Хонг Сон, а третьим стал Дуайт Йорк. Челлендж собрал миллионную аудиторию по телевидению (показывали по Sky Sports). PepsiCo остался доволен работой с «Юнайтед» и вскоре подписал себе целую команду.

Команда «Пепси». Вы помните эти видео с сумоистами, ковбоями и гладиаторами

Следующим после Бекхэма PepsiCo позвал Роберто Карлоса – на 5 лет и 2 млн евро в год.

Первый ролик с Карлосом выпустили к ЧМ-2002. Сюжет простой и стильный: бразилец прилетает в Японию, и в аэропорту ему по местной традиции уважительно кланяется местный пацан. Во время игры Карлос готовится пробить штрафной, вспоминает о японской традиции и придумывает уловку: он кланяется игрокам, стоящим в стенке – а те в ответ кланяются ему, пока Карлос спокойно забивает.

В 2002-м PepsiCo запустил масштабную маркетинговую кампанию со слоганом Dare for more (на русском рынке – «Решись на большее»). Под нее PepsiCo создал команду «Пепси», куда вошло несколько десятков футболистов: от топовых Бекса, Роберто Карлоса и Буффона до менее известного Диего Симеоне.

Первый ролик «Пепси» приготовила к ЧМ-2002, и это классический прием PepsiCo: они уступают спонсорство на чемпионате мира «Кока-Коле», но готовят мощные активности перед турниром, чтобы оттянуть себе часть аудитории. Идея в том, что официальное партнерство с ФИФА очень дорогое (спонсировать ЧМ-2002 стоило 20 млн евро) и абсолютно не гарантирует результат. Поэтому многие бренды сознательно отказываются от спонсорства в пользу партизанского маркетинга.

Например, Sony спонсировала ЧМ-2010 и поставляла на турнир наушники, которыми на пресс-конференциях пользовались тренеры и игроки. Но вряд ли кто-то кроме Sony знал, что это за наушники. Их конкуренты из Beats пошли другим путем: они бесплатно предлагали игрокам наушники и заключали персональные контракты. В результате, когда перед матчем игроки шли от автобуса до раздевалки, на большинстве были наушники Beats – и это видели миллионы болельщиков (в отличие от пресс-конференций). Примерно по такой же схеме действовала PepsiCo, выпуская ролики со звездами турнира.

Действие видео происходит в тренировочном лагере в Японии, где члены команды «Пепси» (Бекс, Давидс, Руй Кошта, Буффон и Роберто Карлос) мирно гоняют мяч. Внезапно на поле вышли шесть борцов сумо, которые предложили звездам сыграть в футбол на банки с «Пепси». Результат демотивирующий: Буффон сыграл как в ответном матче «ПСЖ» с «Юнайтед», и команда «Пепси» продула.

Кстати, Бекхэм тогда появился и на продукции конкурента. Благодаря спонсорскому соглашению со сборной Англии, «Кола» на протяжении ЧМ-2002 выпускала бутылки с изображением Бекса.

В втором ролике (2003) «Пепси» обратились к эстетике вестернов и обыграли сражение «Реала» и «МЮ». По сюжету группа ковбоев (игроки «Юнайтед») во главе с Бексом заходит в салун, где сидят другие ковбои – игроки «Реала». Дэвид утомлен жарой и заказывает бутылочку «Пепси», которую ловко перехватывает молодой (всего 22!) Касильяс. Мужчины выходят на улицу и разбираются лучшим способом: Бекс пробивает пенальти Икеру.

Третий ролик – Pepsi Foot Battle (2004). По сюжету Тотти, Бекс, Роналдиньо и Роберто Карлос в образе римских гладиаторов спасают город от захватчиков. Враги хотели украсть все банки с «Пепси», но команда Бекса отвоевала газировку.

Ролик обошелся PepsiCo в рекордные 2,5 млн евро, но затраты того стоили: реклама набрала бешеную популярность. Ролик так засел в голове у людей, что после провального для Англии Евро-2004 Бексу пришлось объяснять, что реклама не мешала подготовке к турниру. «Люди думают, что я постоянно отвлекаюсь на съемки, но это нелепо. Я снимаюсь в одном-двух роликах в год, это отнимает пару недель максимум. Но рекламу крутят постоянно и люди думают, что я только этим и занимаюсь», – заявил Бекхэм.

В 2005-м PepsiCo выпустил ремейк рекламы, но уже с участием поп-звезд: Пинк, Бритни Спирс и Бейонсе в максимально открытых доспехах сыграли гладиаторов, которые вместо сражения друг с другом эпично поют We Will Rock You и пьют «Пепси».

Ролик стал популярнее оригинала и за 10 лет набрал 24 млн просмотров на ютубе.

По данным статистического агентства Nielsen один только ролик с гладиаторами увеличил продажи «Пепси» в Великобритании на 34% в год. Сама PepsiCo заявила, что заход на футбольный рынок повысил узнаваемость бренда «Пепси» в США и Европе на 40%, и увеличил число людей, желающих покупать напиток, на 30%.

Из-за рекламы «Пепси» газировка набрала бешеную популярность. В 2004-м Продовольственная комиссия США раскритиковала PepsiCo за массовое увлечение детей сладким напитком.

-3

«Пепси» сделал еще несколько крутых футбольных реклам, но эпоха ушла

После мегауспеха Pepsi Foot Battle следующие несколько лет компания стремилась повторить успех классических роликов.

В первую очередь PepsiCo подписала эксклюзивный контракт с Бекхэмом – на тот момент самым продаваемым футболистом в мире. По 5-летнему соглашению капитан сборной Англии получал 2 млн фунтов в год.

В 2004-м PepsiCo выпустила новую рекламу с Командой «Пепси». На тропическом острове обычное утро: Роналдиньо, Роберто Карлос, Бекс и Анри расслабленно перекидывают футбольный мяч через сетку. Покой нарушает местный серфер: он отнимает у звезд мяч и пуляет его в океан. Тогда парни хватают серфы, прыгают в море и рубятся в футбол посреди волн.

PepsiCo планировали запуск ролика на январь 2005-го: в Мадриде была заготовлена церемония с участием Бекса, Роберто Карлоса и Анри. Но премьеру пришлось перенести из-за цунами в Индийском океане, прогремевшем в конце декабря. «В свете недавней трагедии в Азии мы решили перенести нашу рекламную кампанию», – объявили PepsiCo и пожертвовали миллион фунтов в фонд помощи при стихийных бедствиях. В итоге ролик вышел летом – идеально подходит к антуражу рекламы.

В 2005-м «Пепси» собрал в одном ролике своих главных звезд: Бекса, Бейонсе и Дженифер Лопес. Это самый дорогой ролик «Пепси» (бюджет – $3,5 млн), поэтому неудивительно, что клип похож на высокобюджетный боевик с дорогими авто, стильными костюмами и эффектными драками.

Из-за съемок Дэвид влип в неприятную историю. Виктория приревновала его к Бейонсе и Джей Ло. Жена уже палила Дэвида на изменах (в Мадриде он закрутил роман с ассистенткой) и не сомневалась, что он не пройдет мимо таких шикарных женщин. Виктория потребовала от мужа звонить ей каждые полчаса во время съемок, а когда паранойя зашкаливала, даже просила передать трубку кому-нибудь из съемочной группы.

Еще один ролик «Пепси» в классическом стиле вышел в 2007-м. Он возвращает нас к эстетике Дикого Запада: по сюжету Ривалдо в образе опасного преступника скачет на коне, когда его замечает шериф – Роберто Карлос. Он остановил удирающего преступника мощным ударом по мячу, который попал точно в голову Ривалдо.

В середине 2000-х закончился золотой период футбольной рекламы «Пепси». Следующие ролики были неплохими, но не приближались к уровню классических. «У меня остались только приятные воспоминания после этого сотрудничества. Каких персонажей я только не сыграл: гладиатор, ковбой, серфер», – ностальгировал Бекхэм в 2011-м в интервью The Economic Times.

В 2011-м PepsiCo объявили о его уходе, и вместе с ним окончательно ушла эпоха – ни для одной команды Бекс не был так важен, как для Команды «Пепси».

-4