Найти тему
Время Романовых

Аполлинария Суслова. Злой демон или муза Достоевского?

Для всех почитателей личности и творчества Федора Михайловича Достоевского имя Аполлинарии Прокофьевны Сусловой - не пустой звук. А вот относиться к ней можно совершенно по-разному: одни винят ее в ужасном влиянии на писателя, другие восхваляют за вдохновленных ее образом героев. А ведь в первую очередь она была просто женщиной, со своими печалями и радостями. Итак, сегодня речь пойдет об Аполлинарии Сусловой.

Аполлинария была дочерью бывшего крепостного, сумевшего трудом и умениями пробиться в купеческое сословие. В семье было две дочери, и обеим отец решил дать достойное образование: пансион благородных девиц, затем - лекции в столичных университетах. В дальнейшем это пронесло плоды: сестра Аполлинарии Надежда стала первой в России женщиной-врачом. В Петербурге девушки жили не бедно - им часто присылали средства оставшиеся в деревне родственники.

Говорили, что Аполлинария посещала лекции, но сдавать экзамены никогда не желала (да и возможности такой у женщины того времени не было). Вместо этого она проводила время во флирте с молодыми студентами, ходила к ним домой, убеждала подписывать протесты и участвовать в выступлениях. Ее живо интересовали все новые идеи: будь до революционные настроения или модные развлечения. У нее были стрижены волосы, а костюм по крою напоминал мужской. Она часто посещала балы и литературные вечера, на одном из которых произошла судьбоносная встреча.

В 1861 году, когда Полине (именно так называли ее в семье) был 21 год, она встретилась с Федором Достоевским, к тому моменту уже прославленным писателем. Она старалась проявлять к нему симпатию и не отходила почти ни на шаг, но мужчина, казалось, ничего не замечал. Тогда Суслова написала ему письмо с признанием в любви.

Вскоре, несмотря на разницу в возрасте, у них начался роман. Для Аполлинарии это время было выгодным - ее произведения, не обладавшие особой силой, печатались в его журнале. Но в общем и целом их отношения были больными и мучительными. Если поначалу Суслова предстала как поклонница и почитательница талантов Достоевского, то в дальнейшем она относилась к нему с пренебрежением, будто он должен был добиваться ее внимания. Утверждали, что и книг его она почти не читала, а все, что говорила в начале,- не более чем фарс.

Достоевский, к слову, на тот момент был женат. Его встречи с любовницей проходили в дешевых номерах, в редакции, у общих знакомых, а сам он никак не мог принять ответственное решение и определить, чего хочет в жизни.

-2

Суслова нередко устраивала скандалы и требовала, чтобы Достоевский развелся со своей «чахоточной женой». Сам он называл ее «больной эгоисткой» и писал: «Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям». Она многое себе позволяла и вела себя вызывающе, чем, кажется, даже отчасти гордилась. А Достоевский после каждого своего эмоционального порыва стоял перед женщиной на коленях и вымаливал прощение.

Как-то после очередной ссоры Суслова отправилась одна в Париж. Достоевский прибыл туда немного позже, но женщине хватило времени, чтобы себе другого. Позже, когда этот роман закончился, Аполлинария писала Достоевскому, что француз ее обманул, и просила снова приехать к ней. Параллельно с этим у нее начинались и заканчивались другие отношения, не приводящие ни к чему хорошему. Не получив ожидаемого согласия от Достоевского, она стала грозиться покончить с собой. После этого Федор Михайлович все же отправился к ней в Париж, но женщина посчитала их встречу слишком холодной - не того она ожидала от бывшего возлюбленного. В один из дней она пришла к Достоевскому с ножом и заявила, что намерена убить своего любовника-француза, но хотела перед этим последний раз увидеть Достоевского. Писателя это напугало, и он попросил ее оставить нож и поехать вместе с ним в Германию. А ей как раз это и было нужно.

Но там все вновь пошло не так, как хотелось бы Аполлинарии. Достоевский пристрастился к рулетке и проигрывал все, что у него было. Чтобы хоть как-то прокормить себя и мужчину, Сусловой приходилось закладывать вещи.

Когда Достоевский овдовел, он предложил Сусловой стать его женой, но та отказалась. Ее личная свобода была для нее превыше всего, а такие предложения вызывали в ней только злость. Отношения же продолжали только портиться.

Когда Суслова и Достоевский окончательно расстались, она сожгла все его письма и прочие бумаги, в которых можно было увидеть их историю. А вот Достоевский часть посланий сохранил. Сам же он отзывался о теперь уже бывшей любимой так: «Я люблю её до сих пор, очень люблю, но уже не хотел бы любить её». Они еще время от времени встречались, даже когда Достоевский уже встретил свою вторую жену, но эти отношения нельзя назвать прежними. Иногда они обменивались письмами, в которых Аполлинария старалась всячески задеть новую супругу Достоевского, но тот не давал реакции, хоть и сильно переживал. Он боялся, что однажды бывшая любовница отправит послание напрямую его жене и каждый раз нервно спрашивал при получении почты: «Посмотри, чья подпись?». Но она не написала и со временем исчезала из его жизни.

И все же образ ее так ярко отпечатался в памяти творческой натуры, что Суслова стала прототипом многих персонажей романов Достоевского: например, Полины из «Игрока» и Настасьи Филипповны из «Идиота». Сама она тоже писала и опубликовала несколько повестей собственного сочинения в журнале «Время», издаваемом Федором Михайловичем. В этих произведениях она описывала их роман.

В Париже ей не удалось влиться в круг эмигрантов, хоть она и заводила некоторые знакомства. По итогу, разочаровавшись в «пошлости» французской столицы, Суслова вернулась в Петербург. Оттуда она на какое-то время перебралась к семье в деревню и попыталась открыть крестьянскую школу, но из-за ее связей с революционными деятелями за рубежом, уже через 2 месяца пришлось правительственное постановление о закрытии учебного заведения.

-3

Когда Аполлинарии было уже за 30, она встретила молодого гимназиста Василия Розанова. Юноша проявил к ней интерес, а когда узнал, что она была любовницей Достоевского, которого крайне ценил, и вовсе решил связать с ней всю дальнейшую жизнь. В своих заметках он писал: «Знакомство с Аполлинарией Прокофьевной Сусловой. Любовь к ней. Суслова меня любит, и я её очень люблю. Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин…». Они поженились, но характер Сусловой не изменился: она все так же заказывала сцены ревности, а потом сама открыто флиртовала с его друзьями. Однажды она с кулаками набросилась на супруга, прогуливавшегося с коллегой. Она насмехалась над мужем и его работами, нелестно отзывалась о нем среди знакомых и даже откровенно врала, чтобы выставить его в худшем свете. Дважды она от него уходила, а потом возвращалась. В один из таких уходов она даже уехала с одним из приятелей Розанова, Гольдовским, а затем, когда он ее оставил, написала на него заявление в полицию. Каждый раз, возвращаясь домой, она знала, что муж все ей простит. Но когда Розанов попросил развод (он встретил другую женщину), Аполлинария 20 лет не соглашалась на это, портя жизнь и себе, и новой семье мужа.

Обеспечивала она себя самостоятельно благодаря наследству, оставшемуся от отца. В начале 20 века она перебралась в Крым, где стала председательницей отделения Союза русского народа, одной из черносотенных организаций. Отец ее, кстати, тоже жаловался на тяжелый характер дочери.

Умерла Аполлинария в 1918 году, после чего Розанов сказал: «С ней было трудно, но её было невозможно забыть».