Найти тему
1K подписчиков

Хранительница тока | МЕХАНИКА

Хранительница тока В наши дни аккумуляторная батарея (АКБ) стала утилитарным «расходником». Особенно в дилерских сервисах.

Хранительница тока

В наши дни аккумуляторная батарея (АКБ) стала утилитарным «расходником». Особенно в дилерских сервисах. Там аккумулятору ставят диагноз как врач из анекдотов: «пациент жив» или «пациент мертв». Применительно к теме АКБ это означает: либо продолжайте ездить, либо меняйте батарею.

Сколько раз на соревнованиях механиков или показательных выступлениях по ТО приходилось видеть: быстренько подсоединили прибор, отрапортовали, что батарея в порядке, и перешли к следующему узлу или агрегату. А что в порядке, почему в порядке, сколько еще проходит эта АКБ, владельцу автомобиля знать не положено. Да и знает ли об этом сам диагност?

А вот Николай Иванович Курзуков (1937–2014), научный сотрудник аккумуляторной лаборатории ФГУП НИИАЭ, знал. Он вообще знал об АКБ всё. И мне выпала честь быть знакомым с ним лично. Эта небольшая публикация составлена на основе наших бесед с Николаем Ивановичем. Сегодняшняя тема – ключевые понятия и термины.

Откуда взялось это название – батарея?
Есть такая версия: в старых конструкциях АКБ отсутствовали единые корпусные крышки, и открытый взору аккумуляторный ряд чем-то напоминал боевые орудия на позиции. Отсюда и повелось: батарея, батарея…
Вообще-то говорить «аккумулятор» не совсем корректно. Правильно – аккумуляторная батарея, сокращенно АКБ. А еще правильнее добавлять «стартерная», поскольку существуют и тяговые батареи. И мы сегодня говорим о стартерных батареях.

Что такое емкость АКБ?
Как правильно расшифровать эту надпись – 40 Ah/420 A? Что ж, извольте: 40 Ah или 55 Ah означает емкость батареи. Однако не думайте, что данная батарея отдаст 55 ампер за час или будет радовать нас одним ампером в течение 55 часов. Все немного иначе.

Как пишут в учебниках, емкость – это количество электричества, которое батарея может отдать при разряде до минимально допустимого напряжения 10,5 В. Ну хорошо, а ток при этом какой будет? И сколько времени займет такая разрядка?

Для определения тока и времени есть простое правило: берем значение емкости и делим его на 20. Почему на 20? Да потому что история этой самой емкости восходит к способности батареи работать в осветительном режиме в течение 20 часов.

Итак, делим 55 на 20, получаем 2,75. Это означает буквально следующее: разряжая батарею током 2,75 А в течение 20 часов, мы должны прийти к напряжению 10,5 В. Если пришли – батарея соответствует емкости 55 Ah, не пришли – не соответствует, вот и все. Легко видеть, что ток разрядки для АКБ емкостью 60 Ah составляет 3 А, для 90 Ah – 4,5 А и т.д.

А что такое резервная емкость?
Иногда при оценке возможностей АКБ пользуются альтернативным и, надо сказать, более современным понятием «резервная емкость». Измеряется она в минутах, и вот почему.

Резервная емкость приблизительно равна времени, которое пройдет автомобиль с неисправном генератором, питаясь током 25 А исключительно за счет батареи. Дополнительное, и очень важное условие: должна обеспечиваться безопасность движения – работа габаритов, «поворотников» и стоп-сигналов. Для примера: резервная емкость среднестатистической АКБ емкостью 55 Ah составляет 80–90 мин.

Надо ли объяснять важность этого показателя: ведь каждый может оказаться далеко за городом, зимой, в сумерках, на пустынном обледенелом шоссе наедине с внезапно отказавшим генератором. И надо же: мобильник тоже не работает… Но закончим этот абзац на оптимистичной ноте: если под капотом стоит исправная батарея, шансы сгинуть невелики.

Но вернемся к надписи 40 Ah/420 A. С первой частью разобрались, а что означает 420 А? Ясно, что ток, но какой? Это – ток стартерного разряда. И его маркировка по стандарту Европейского союза – EN. Чем больше указанный ток, тем больше мощность. Больше мощность – легче прокрутка коленчатого вала при пуске двигателя.

Николай Иванович Курзуков (1937–2014)
Николай Иванович Курзуков (1937–2014)

А что такое необслуживаемая батарея?
Многочисленные публикации и рекламные проспекты твердят, что современные аккумуляторные батареи являются необслуживаемыми. Это не совсем так. Обслуживание необходимо любой батарее: например, водителю надо очищать ее от пыли и грязи, проверять крепление, смазывать клеммы, следить за степенью заряженности – хотя бы и по индикаторам, которые, кстати, на многих батареях имеются.

Другое дело, что такие батареи не требуют доливки воды при эксплуатации – в этом смысле они действительно необслуживаемые. Но согласитесь: это должно обеспечиваться безупречной работой электрооборудования автомобиля. Ведь электрохимические процессы, протекающие в аккумуляторах, никто не отменял.

Чересчур «прыткий» реле-регулятор заставит батарею бесконечно заряжаться, и электролит выкипит – ведь абсолютной герметичности в батарее нет, система вентиляции остается.

Испорченный генератор, слабо натянутый ремень, помноженные на беспечность водителя, способны глубоко разрядить любую батарею, будь она хоть трижды современна, но фирма-производитель в том будет неповинна.
Итак, уточним термин «необслуживаемая батарея». Правильнее говорить «малообслуживаемая». Добавим: при исправной электрике! Так будет точнее.

И закончим мы цитатой из киноклассики: «А я тебя предупреждал: со старым аккумулятором – это не жизнь». Узнали откуда это? Конечно, узнали! Так говорил Юрий Деточкин невезучему инспектору ГАИ в фильме «Берегись автомобиля». Однако не всю правду открыл Деточкин, ох, не всю: аккумулятор должен быть не просто «старым» или «новым», а современным и высококачественным. Такой и «состарится» гораздо позже.

А теперь, дорогие читатели, ответьте: будем продолжать аккумуляторную тему? Поговорим о неполадках АКБ? Ваши комментарии и лайки буду ответом на этот вопрос. Да и вы своим опытом поделитесь. Все же зима на носу, бабье лето не вечно. Спасибо за внимание.

Юрий Буцкий
Фото из архива автора.
Клапан сломался… но почему?