Автор: Мария БАКИНА
К поликлинике №1 КБ №8 не смогли подключить тепло — там по состоянию на середину октября оказались срезаны батареи. При всех прежних бедах нашей больной больницы такого прежде не было никогда: тепло давали вовремя.
С четверга часть помещений стали обогревать с помощью тепловых пушек. До этого в кабинетах и коридорах вообще стоял ледяной холод: на улице температура была отрицательной, а внутри — +8. Как такое вообще могло случиться?
«Нетопленая больница — не проблема!»
В понедельник на административной планерке в первую голову обсуждали старт отопительного сезона. В этом году в Обнинске он прошел почти идеально: 99% жилых домов удалось подключить к теплу в первый же день. Про социальные объекты даже речь не шла, потому как в сады, школы, больницы город дал тепло еще с 25 сентября.
Все эти отчеты с интересом слушал заведующий поликлиникой №1 Кирилл Фогельзанг. Он и сам выступил с докладом, посвятив его Дню донора костного мозга и иным позитивным событиям в КБ №8. А вот о холоде во вверенной его заботам поликлинике, где батареи должны быть теплыми уже минимум две недели, скромно умолчал. Наверное, потому, что батарей там… нет. С недавнего времени.
Мы спросили Кирилла Николаевича, отчего он был так робок. Как выяснилось, он вообще не видит проблемы в этой ситуации: «А что такого? Я не понимаю, что особого произошло. Ну, не включили мы отопление, и что? В городе тоже не все дома подключены к теплу».
На момент нашей с ним беседы за исключением поликлиники №1 уже все дома были подключены. Это раз. КБ №8 — социальное учреждение, куда приходят больные, ослабленные люди; им приходится раздеваться для осмотра и процедур. Не случайно закон особым образом оговаривает отопление в больницах. Это два. Никогда до сих пор при всем разоренном состоянии КБ №8 не было такого, чтоб не подключить поликлинику вовремя к теплу. Это три.
Но когда мы задали заведующему риторический вопрос, считает ли он нормальной температуру в медицинских кабинетах в +8-10 градусов, он возразил: «Я сижу, у меня +15. Нормально. Что об этом разглагольствовать?»
Ну, если в КБ №8 считают, что неотапливаемая поликлиника в порядке вещей, может, в администрации города думают по-другому? «При подготовке к отопительному сезону мы провели все работы. Тепловые узлы, запитанные на Клиническую больницу, полностью исправны. Остальное — внутрянка, которую мы никак не можем контролировать», — говорит вице-мэр по вопросам городского хозяйства Игорь Раудуве.
«Продолжаю держать»
Город не может вмешаться в вотчину ФМБА — это мы слышали, и не раз. Тогда, может, область вмешается? Мы обратились к региональному министру здравоохранения Константину Пахоменко: «Я в курсе проблемы, но ее должно решать руководство Клинической больницы. Я готов встречаться по этому поводу, однако директора КБ №8 Сергея Курдяева на месте нет, он в отпуске». Буквально через несколько минут после нашего разговора областной министр написал в своей ленте про участившиеся жалобы жителей на холод в больнице: «Работы по капитальному ремонту отопительной системы находятся на завершающей стадии. По информации исполняющего обязанности главного врача Александра Индина, сейчас не топят только в первой поликлинике. Продолжаю держать на личном контроле ситуацию с отоплением в КБ №8». И вскоре добавил информацию про то, как успешно идут работы по запуску тепла.
230 млн. Где деньги?
К слову, совсем недавно Константин Валентинович совсем по-другому оценивал происходящее в КБ №8. Он буквально не мог нарадоваться на те «перспективные изменения, которых не было за последние 20 лет». Особо хвалил масштабные ремонты. Это как раз о поликлинике №1, на модернизацию которой выделено 230 федеральных млн. В планах на этот год стояли новая кровля, замена коммуникаций, систем отопления, обновление лабораторий, зала регистратуры, да много еще чего.
А что мы имеем на середину октября? Разоренные помещения, спиленные батареи, огромные щели в стенах…
Так и хочется спросить: а где те огромные федеральные миллионы? В самой больнице ссылаются на недобросовестность подрядчика. Это московская компания «Ново групп» (уставной капитал 10 тысяч руб.). С ней заключен контракт на 163 млн. Ей уже проплачены огромные деньги — порядка 90 млн. Причем еще в середине лета руководство больницы собиралось прекратить с ней отношения, осознав, что ситуация с ремонтом на грани. В августе КБ №8 даже отправила компании письмо об одностороннем расторжении договора. Причина — подтвержденные актами и фотоматериалами факты нарушения контракта. Но через неделю письмо почему-то было отозвано.
Правда, об отзыве письма почему-то не вспомнили на заседании депутатской врачебной комиссии. Руководство КБ №8 вновь возложило вину на подрядчика, который «даже не закупил радиаторы». На вопрос журналистов о том, не смутило ли руководство КБ отсутствие стояков и радиаторов еще летом, руководитель хозяйственно-технической службы больницы Владимир Харламов ответил: «Нет, не смутило».
Из пушек по кабинетам
Как, кстати, собираются отапливать поликлинику? Вчера начали использовать тепловые пушки - гнать воздух по вентиляционным каналам. Нам сказали, что налаживание всей технической части для такого процесса — дело нелегкое. Поэтому греть будут только первые четыре этажа поликлиники. Хотя в поликлинике их семь. И, конечно, такое решение может быть только временным. Это ненормально, когда через три недели после запуска отопительного сезона в социальных объектах действуют военно-полевыми методами, будто вчера высадились на необитаемом острове.
На заседании депутатской комиссии Владимир Харламов говорил уже по-другому. На решение проблемы «брошены все силы», «справиться с ней помогает ФМБА». Батареи завозят, монтируют в спешном порядке. Он пообещал полностью запустить отопление к концу следующей недели. При том, что министр Пахоменко отчитался, что полный запуск произойдет на неделю раньше. Кому верить?
Тем временем руководитель регионального управления №8 ФМБА Владимир Марков говорит, что сегодняшняя ситуация — серьезное нарушение. Сейчас РУ №8 проводит проверку, и по ее результатам будут приняты меры реагирования.
Военно-полевая повесть
«Когда мы приходили на работу, температура в кабинетах была +8», — жалуются врачи. Они сидят в куртках. Поверх — медицинские халаты. Медики приносят из дома грелки, чтобы хоть чуть-чуть согреть помещение — на работе им ничего такого не выдали. К концу смены с помощью масляных обогревателей удается довести температуру до +15.
«Температура рентген-раствора должна достигать хотя бы 20 градусов тепла. Если он замерзнет, мы не сможем проводить процедуру, — рассказывает сотрудник в рентген-кабинете. — Сейчас мы ставим банки с растворами в общий таз и постоянно подливаем кипяток, чтобы хоть как-то их согревать».
Пациентам тоже было не сладко. Женщины в гинекологическом кабинете замирали на ледяном кресле, ожидая осмотра холодными инструментами. Пациенты с переломами замерзали в рентген-кабинете. А вот старушка, которой была нужна кардиограмма, решила вообще отказаться от диагностики: «Я как подумаю, что на таком холоде раздеваться придется, у меня уже давление подскакивает и сердце схватывает. Представляю, что там на кардиограмме получится».
Люди не могут понять, почему их лишили нормального медобслуживания. Разве у них не такие же медицинские полисы, как у других жителей Калужской области? Но мы верим обещаниям, что ждать тепла осталось всего неделю. Другого же выбора нам не оставили.