Найти в Дзене
История живописи

Малоизвестный южнорусский художник, бывший "в антагонизме со всеми"

Долгое время откладывал написание статьи о художнике, надеясь найти что-то еще о нем, но как и предыдущие исследователи (в интернете, конечно) столкнулся с тем, что информации о нем крайне мало, хотя прожил он довольно-таки долгую жизнь (1856-1936) и оставил после себя некоторое количество живописных работ, дошедших до нашего времени. Но, как говорится, "сколько верёвочке не виться...", а статью на "суд общественности" надо уже предоставить, а там будь что будет.

"Последний аккорд", И.Ф. Селезнев, 1885. Алупкинский музей-заповедник.
"Последний аккорд", И.Ф. Селезнев, 1885. Алупкинский музей-заповедник.

Много раз упоминаемый мной искусствовед второй половины XIX века Федор Булгаков, напишет то, что потом процитируют практически во всех статьях о герое сегодняшней публикации. Пора уже раскрыть его имя - звали его Иван Федорович Селезнёв, был он "сыном крестьянина Калужской губернии", а родился в самом начале 1856 года - 3 января (по старому стилю), но не в родных для его отца местах, а южнее - в Киеве, где он и получил свое первоначальное образование в местной прогимназии.

В 16-летнем возрасте он поедет покорять столицу, напомню читателю, что в те времена ею был Санкт-Петербург, благодаря, как вы наверняка знаете, нашему первому императору. В ходе обучения он не раз будет удостоен медалей, сначала серебряных, а затем и золотых. Судя по названиям картин, художник работал в основном историческом (тогда неотделимом от религиозного) жанре. Именно за подобную картину "Князь Дмитрий Юрьевич Красный в летаргическом сне", он получает максимальную награду Академии художеств - большую золотую медаль "с правом поездки за границу на казенный счет". Картину могу вам показать только в виде репродукции из журнала "Всемирная иллюстрация":

-2

Закончил учебное заведение Селезнев в 1882 году и на следующий год отправился за границу, а точнее сразу в "вечный город" Рим, где и проживет три года. До нас дошла как минимум одна картина (хотя в дальнейшем художник еще будет возвращаться к этой теме) на итальянский сюжет, причем ее в своем письме из Италии упоминает учитель Селезнева - небезызвестный Павел Чистяков: "Селезнев поправился, пополнел и начал несколько картин из помпейской жизни". Вообще, Чистяков не единожды упоминает своего ученика в своих письмах, так что можно сказать, что между ними установились теплые отношения после окончания обучения.

"В Помпее", И.Ф. Селезнев, 1886. Русский музей, Санкт-Петербург.
"В Помпее", И.Ф. Селезнев, 1886. Русский музей, Санкт-Петербург.

Далее Булгаков нам больше не поможет с биографией художника, ибо последняя фраза в его очерке звучит так: "С тех пор [имеется в виду возвращение из Италии] он поселился на родине в Киеве и разрабатывает сюжеты из истории и быта Малороссии". Другие источники подскажут нам, что художник сразу же по возвращении начнет преподавать - в Киевской рисовальной школе, а впоследствии (с 1898 года) в Киевском политехническом институте и Киевском художественном училище, где помимо преподавательства, в период с 1911 по 1914 год он был еще и директором.

Фамилия художника неожиданно "всплывает" в одном из писем Виктора Васнецова своему младшему брату (от 10-го февраля 1893 года), где он любопытно выскажется о герое сегодняшней статьи:

Отошла здешняя выставка [речь идет о выставке Товарищества южнорусских художников, в котором Селезнев состоял - прим. авт.] – дрязгов и сплетен не оберешься по обыкновению. Селезнев в антагонизме со всеми – персона!
"Портрет художника Ф.И. Данилова", И.Ф. Селезнев, ок. 1905. Национальный художественный музей, Киев.
"Портрет художника Ф.И. Данилова", И.Ф. Селезнев, ок. 1905. Национальный художественный музей, Киев.

Отмечу еще, что художник был одним из организаторов Киевского товарищества религиозной живописи, основанном в 1908 году и был одним из участников восстановлении фресок XII века в Кирилловской церкви в Киеве, так что историко-религиозную живопись, с которой он начинал свой художественный путь, он не забросил в ходе этого самого пути. Кроме исторических и жанровых полотен известны и портреты кисти Селезнева:

"Мужской портрет", И.Ф. Селезнев, 1895. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
"Мужской портрет", И.Ф. Селезнев, 1895. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
"Портрет", И.Ф. Селезнев, 1898. Частное собрание.
"Портрет", И.Ф. Селезнев, 1898. Частное собрание.

На этом тонкий ручеек данных о художнике пересыхает окончательно, и больше мне найти ничего не удалось. Более или менее ясно только то, что после революций 1917 года Селезнев страну не покинул, а так и оставался жить в своем родном Киеве, где в 1936 году умер. Наверняка где-то в киевских архивах можно найти более подробную информацию о жизни живописца, ведь он столько лет прожил там, но вы сами понимаете, насколько это реально сейчас...

"Капелла", И.Ф. Селезнев, 1892. Частное собрание. Акварельная работа художника.
"Капелла", И.Ф. Селезнев, 1892. Частное собрание. Акварельная работа художника.

Надеюсь, что вам было интересно и вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), если есть вопросы или мнение, которым хотите поделиться - пишите в комментариях.

"Цветы на подоконнике", И.Ф. Селезнев, 1921.
"Цветы на подоконнике", И.Ф. Селезнев, 1921.