Найти тему
kjm212k

ДК им. Кирова, часть 1

[02.09.2021]

Ещё одна экскурсия от "Петербург глазами инженера" - в ДК им. Кирова, в ноябре прошлого года.

Вид на ДК им. Кирова с площади Собчака.

Надёргала по паре строк из разных источников в качестве исторической справки:

Местность, где находится ДК, относится к историческому району Смоленское поле. Вплоть до постройки комплекса здесь был заболоченный пустырь, отделявший восточную часть Васильевского острова от района Гавани (западная часть ВО). В советское время именно это место было выбрано для строительства Василеостровского ДК, который бы объединил жителей обеих половин острова.

1926, пустырь в районе нынешнего ДК

-2

В 1930 году был проведён всесоюзный конкурс проектов Василеостровского дома культуры, который должен был стать крупнейшим в стране. В условия включались создание большого театрального зала на 4000 мест, малого зала, кинотеатра, лектория, библиотек, спортивных помещений, обсерватории, детских комнат, комнат для клубных занятий. Первую премию получил проект Н. А. Троцкого и С. Н. Казака (Козака). По замыслу авторов, здание имело разветвленный план, основной корпус ступенчатой формы перебивался вертикальными выступами, невысокая башня завершалась куполом обсерватории. Крупные призматические объемы, огромные поверхности стекла, ленточные окна, легкие круглые столбы несущего каркаса — все это выражало формообразующие принципы конструктивизма.

После победы на конкурсе архитекторы серьезно переработали свой проект. Конструктивизм было решено соединить с входившей в моду неоклассикой. Большие застекленные поверхности оказались заменены монументальными классическими формами, интерьеры также решены в классическом стиле. Большой театральный зал был выделен в самостоятельную часть, отделенную от клубного корпуса. Композиция еще сохраняла конструктивистский характер, но переходная фаза в развитии советской архитектуры наглядно отразилась в двойственной стилистике здания.


Конкурсный проект, 1930

Вариант проекта, макет. Здесь видно большой квадратный корпус слева - Большой театральный зал, который так и не был воплощен.

-4

Строительство проводилось частично за счет массовых воскресников жителей Васильевского острова: рабочих и служащих Балтийского завода, «Севкабеля», заводов «Красный гвоздильщик», «Пневматика», «Электроаппарат», студентов университета, Горного института.

Первая очередь Дворца культуры была открыта в 1933 году, но строительство продолжалось, с перерывами, до 1937 года. Проект, задуманный с грандиозным размахом, удалось осуществить не полностью: без театральной части и примыкавшего к ней крыла. Но и в урезанном виде этот дворец стал самым большим в Ленинграде (общая площадь около 22000 кв.м., одновременная вместимость - до 10 000 человек). В нем располагались театральный зал на 1370 мест, кинотеатр на 660 мест, 2 спортивных зала, 2 библиотеки, корпус для работы с детьми, 250 комнат для кружковой работы, танцевальный зал.

Главный, южный фасад Дворца культуры обращен на аванплощадь, где предполагалось проводить митинги. Основная пятиэтажная часть здания с двумя повышенными массивными ризалитами решена по симметричной схеме. Глухие торцы ризалитов, расчлененные широкими нишами, предназначались для установки барельефов, посвященных индустриализации и обороне страны, но исполнить их не удалось. Основной параллелепипед, поднимающийся над уступчатым основанием, охвачен рядами пилонов, заключенных в гигантские рамы. Эта тема родственна главному фасаду другого сооружения Н.А.Троцкого — здания НКВД (пр. Литейный, д. 4). Более легкая нижняя и утяжеленная верхняя части, неоднородные по стилевому характеру, напоминают о разных стадиях проектирования. Первоначальные конструктивистские черты наиболее отчетливо проступают в построении пониженного восточного (правого) крыла с его лаконичными распластанными объемами, прочерченными лентами окон.

Тяжеловесная призматическая башня врезана сбоку в пятиэтажный массив. Ее скругленное завершение звучит отголоском мотивов силовой станции фабрики «Красное Знамя» Э. Мендельсона (Пионерская ул., д.53). Прием асимметричной постановки высокой башни неоднократно варьировался в произведениях Троцкого (Мясокомбинат имени Кирова - Московское шоссе, д. 13, Кировский райсовет - пр. Стачек, д. 18).
Соединение продольной динамики общей композиции и устойчивой симметрии основной части здания, смягченных конструктивистских и модернизированных классицистических форм порождает напряженную коллизию. Гипертрофированный масштаб и суровая монументальность наделяют Дворец культуры героическим звучанием. Экспрессивный силуэт, ступенчатое нарастание объемов, возвышающаяся башня с обтекаемым завершением вызывают отдаленное сходство с большим кораблем, и такая ассоциация напоминает о близости моря.

-5

Схема ДК, чтобы была понятнее его пространственная ориентация.

-6

С 1990х годов, когда профсоюзы стали загибаться, здание постепенно стало приходить в упадок, что неудивительно - на содержание такого гиганта нужно огромное количество средств. Здесь до сих пор работают какие-то кружки и секции, часть помещений сдается разнообразным арендаторам, но бОльшая часть здания пустует. В 2019 году частные инвесторы выкупили  его у Ленинградской федерации профсоюзов, а в конце прошлого года, как раз во время нашей экскурсии, началась реконструкция, которая должна превратить ДК в современное общественно-деловое пространство. С реконструкцией, правда, какая-то мутная история: работы начались до утверждения проекта и согласования его с КГИОП. КГИОП возмутился, пришёл с проверкой, выписал штаф и заморозил все работы. На двух разных сайтах ДК висят вот такие рендеры того, что якобы должно быть после завершения работ. Надеюсь, получится не просто очередной бизнес-центр, а действительно полезное и интересное общественное пространство в старых стенах типа Новой Голландии и Севкабель Порта.

Ладно, с теорией разобрались, давайте теперь посмотрим, что тут сейчас на практике. Правое (восточное) крыло. Здесь на первом этаже располагались театральные кассы и вход в театр, а на втором -  библиотека.

-8

В центральной части плёнкой закрыты ленточные балконы, тянущиеся вдоль 2 и 3 этажей.

-9

Полуколонны с капителями в виде шестерней. Что случилось с колонной в середине и рустом вокруг неё - непонятно.

-10

Портал центрального входа.

-11

Внутрь мы заходили не через центральный вход, а через вход в западном двухэтажном корпусе, где размещался детский сектор, который совмещал функции яслей, детского сада и дома пионеров. На первом этаже была оранжерея и кружок юннатов.
Первый этаж сейчас частично разбомблен до голых стен и перекрытий, и в это же время в других помещениях ещё идут какие-то занятия.

-12

Входим в спортивный сектор. Коридор с душевыми и раздевалками.

-13

Здесь время остановилось на отметке 1990х.

Поднимаемся на второй этаж. Лестницы в ДК добротные, широкие, с дубовой отделкой.

Ещё приметы прошедшей эпохи - таблички, сделанные, наверняка, тут же в кружке выжигания.

-16

В коридоре огромные окна во всю стену и паркет на полу. За окном открытая терраса, давно закрытая и неиспользуемая. Изначально здесь была читальня на свежем воздухе.

Как во многих советских учреждениях, стены зашиты деревянными панелями.

-18

Спортзал с галереей для зрителей. Внизу идёт тренировка, люди играют в бадминтон.

-19

Идем дальше. Тут тоже всё разобрано до голых стен. В комнатах полно разного хлама, оставшегося от съехавших арендаторов.

Просторное помещение на втором этаже, в котором уже частично сделан ремонт - столовая. Тут уже видно, что ремонт проведён с нарушениями: потолок изначально был кессонированный, а теперь ровненький-гладенький. Оригинальный дубовый паркет тоже, кстати, входит в перечень преметов охраны. Понятно, почему КГИОП прибежал ругаться. Местоположение, габариты, конфигурация, рисунок и цвет оконных заполнений тоже должны быть сохранены в оригинальном виде.

И к дверям это тоже относится. За дверью была кухня.

Вид из окна столовой во двор.

-23

Спустившись из столовой вниз, выходим во двор. Вот её окна, на втором этаже. Над ней на крыше ещё одна терраса - частично крытая, частично открытая.

-24

Справа - крыло со столовой, впереди - основной корпус. Там, где горизонтальные окна - лестничный марш.

-25

Вид с улицы на открытую террасу-читальню.

-26

Двор целиком. Справа - спортивный сектор и столовая, впереди - основной корпус, слева - башня.

-27

Дворовой фасад основного корпуса.

Ещё раз вид на крыло со столовой и спортивным сектором.

-29

Восточная часть с башней и театральным сектором.

-30

В средней части  дворового фасада выдается полукруглая пристройка - кинотеатр.

-31

Этот кинозал находился в центре Дворца культуры. Сначала рядовой, как все обычные кинозалы при Дворцах культуры. Но в 1967 году в нём открыли "Кинематограф", где демонстрировали старые киноленты, преимущественно заграничные. Кинотеатр «Кинематограф» в ДК им. Кирова буквально прославился в городе фильмами из коллекции Госфильмофонда. Билетов было не достать! Невероятной популярностью пользовались абонементы, знакомившие с интересными ретроспективами – например, японских фильмов, по шесть-семь картин. Где в те годы можно было увидеть Куросаву, Феллини, Антониони, мультики Диснея...
В середине 1980-х кинотеатр закрыли на ремонт, а сеансы перенесли в «Спартак». В 1990-е арендаторы отремонтировали зал, но за два дня до открытия в нем обвалился потолок. С тех пор он так и стоит без крыши. (
https://vk.com/wall-3197974_16022)

Снаружи полукруг кинотеатра опоясан обходной галереей.

Внутри полный апокалипсис.

Хотя в 2016 году тут вообще деревья росли и всё было завалено строительным мусором.

-34

По периметру всего зала тянутся какие-то каналы. Интересно, что это было? Отопление? Вентиляция?

Полые деревянные конструкции в закруглённой части зала.

-36

Ржавые останки прожекторов на стенах

-37

Обшитые деревом колонны поддерживают кинооператорскую.

Обшивка стен под обвалившейся штукатуркой

-39

Лучше всего сохранилась дверная ручка

-40

to be continued...

ДК им. Кирова, часть 2