Жанр: фильм ужасов
Режиссер: Дэвид Роберт Митчелл
Рейтинг на кинопоиске: 6,3
По дороге типичного американского квартала бежит девушка. Она сильно напугана и постоянно оглядывается, но ничего страшного в поле зрения зрителя не попадает. Высокие каблуки красных туфель выстукивают ритм, похожий на сердцебиение.
Следующий кадр: ее изуродованное тело с неестественно выгнутой ногой лежит на берегу безмятежного океана.
Так начинается один из самых жутких постхорроров (*хорроры новой волны с иносказательностью мистического события, психологизмом и черной иронией. Примеры: «Маяк» и «Ведьма» Роберта Эггерса, «Прочь» Джордана Пила, «Род мужской» Алекса Гардена), которому явно не повезло с адаптацией русского названия. «Оно», серьезно? Личное местоимение слишком прочно ассоциируется с творчеством Стивена Кинга, чтобы давать его в качестве наименования еще одному американскому фильму ужасов.
Однако фильм «It follows» совершенно неожиданно для всех стал глотком свежего воздуха в покрытой пылью индустрии ужасов и, вопреки ожиданиям критиков, не остался в тени знаменитого однофамильца. Детище Дэвида Роберта Митчелла номинировалось на премию «Сатурн», приняло участие на Каннском фестивале, вошло в 50 лучших хорроров всех времен и заслужило лестного комментария от самого Джона Карпентера.
▪️ СЮЖЕТ ▪️
Симпатичная блондинка Джей идет на свидание в кинотеатр с со статным красавцем Хью.
Парень заметно нервничает, а потом, заметив какую-то девушку в желтом платье, внезапно хватает Джей за руку и силой утаскивает на улицу. Они занимаются любовью, героиня тает от нежности к возлюбленному и начинает сладко фантазировать о будущей совместной жизни. Но, следуя характерному для ужасов клише, Хью зажимает рот девушки тряпкой с хлороформом, связывает и объясняет правила новой игры: оказывается, во время полового акта он передал ей нет, не хламидии, а проклятье. Теперь Джей будет преследовать страшное существо, принимающее образ разных людей, и его прикосновение приведет к смерти. Уродливых персонажей видит только жертва заболевания проклятья, избавиться от которого можно исключительно путем передачи другому человеку через интимную близость.
▪️ ПОЧЕМУ СТРАШНО? ▪️
Как следует из синопсиса, сценарий бьет рекорды по банальности. Тут есть абсолютно все маркеры проходного американского ужастика: красотка, альфач, бОтан, пытающиеся помочь друзья протагониста, сцена с бассейном, занятия любовью на заднем сидении автомобиля и открытый финал. Почему при примитивном сюжете и клишированных героях зрителю становится страшно?
1. Следуя заветам «Суспирии», Дэвид Роберт Митчелл использует очень (ОЧЕНЬ!) крутой саундтрек от Disasterpeace. Жирная электронная музыка при помощи белого шума нагнетает саспенс, наполняет сознание зрителя тревогой и тут же пронзает имитирующей оргАн цифровой мелодией чиптюна. Без жуткой, таинственной и невротичной музыкальной составляющей фильм растерял бы весь пугающий потенциал. Не хотите смотреть, послушайте саундтрек, он просто бомба, отвечаю.
2. Передача проклятья половым путем: изящная ирония над жизненными увлечениями подростков. Режиссер не дает комментариев о смысле метафоры, оставляя огромное поле для размышлений. Версий, действительно, много:
- логичное предположение, что под проклятьем подразумевается ВИЧ:
- процесс взросления героини, ее прощание с беспечностью детства и переход во взрослую ответственную жизнь
- экзистенциальный кризис: мысли о смерти приобретают физическое воплощение;
- бессознательный страх пубертата перед первой близостью, которая рано или поздно состоится.
3. Дэвид Роберт Митчелл хотел воссоздать в фильме атмосферу своих кошмаров: тревожные видения не управляются человеком и диктуют свои правила. Поэтому протагонистка не может изменить условия страшной игры, являясь заложницей созданного мира, существующего по законам античной трагедии. Об этом феномене я уже упоминала в статье «Все страхи Бо». Невозможность управлять своей судьбой вызывает у зрителя острое чувство безысходности.
4. Классический прием, используемый еще в «Психо», - зло не присутствует в поле зрения, оставаясь за кадром. Страх появляется от того, что демонический персонаж не видим, но ощущаем где-то поблизости. За исключением вступительного эпизода, в фильме практически нет скримеров. Беспокойство зритель испытывает только от появления неприятных персонажей, в которые «оно» перевоплощается:
5. Неизвестность пугает, поэтому у проклятья, по законам ужастика 80-х годов, нет никакого объяснения: непонятна история возникновения, мотивы преследования и его цели. «Оно» всепоглощающе, абсолютно и создано для испытания на прочность главной героини. И нервов зрителя.
6. В качестве ключа к происходящему режиссер использует классическую литературу. В фильме читают роман Ф.М. Достоевского «Идиот», а Джей слушает на лекции отрывок из «Любовной песни Дж. Альфреда Пруфрока» Томаса Элиота. Главные герои этих произведений противопоставляются остальному обществу, живущему по условным нормам:
И так ли нужно мне, в конце концов,
В конце мороженого, в тишине,
Над чашками и фразами про нас с тобой,
Да так ли нужно мне
С улыбкой снять с запретного покров
Рукою в мячик втиснуть шар земной,
И покатить его к убийственному вопросу,
И заявить: "Я Лазарь и восстал из гроба,
Вернулся, чтоб открылось все, в конце концов.
ИТОГ: 9/10 ▪️
Фильм «It follows» окупился в 23 раза, и наравне с «Ведьмой из Блэр» стал примером добротного хоррора при минимально затраченных усилиях. История о проклятье, передающемся между людьми половым способом, тревожна и способна напугать даже избалованного зрителя. Благодаря напряженному электронному саундтреку и отличной теоретической базе Дэвида Роберта Митчелла «It follows» вырывался из петли примитивизма проходимого американского ужастика, и нам остается только восхититься этим.