Макгаффин Шредингера
В английском языке существует множество крылатых слов, идиом и выражений, как и в русском. Примером может выступать «think outside the box», что переводится не совсем буквально и означает мыслить нестандартно, вне общепринятых рамок.
Именно с помощью такого подхода была придумана и реализована короткометражка «The Other Side of the Box» (2018) за авторством Калеба Дж. Филлипса и Ника Тэга. Короткий метр был презентован и показан на SXSW (South by Southwest) в 2019 году и получил награду жюри в номинации midnight short.
За что ужастик с хронометражем в пятнадцать с половиной минут удостоился награды и снискал популярность в сети интернет у множества пользователей? Давайте разбираться вместе.
Коробочка с сюрпризом является не просто отличным примером того, что можно создавать контент буквально из ничего, но и пищей для размышления о современных тенденциях в мире кинематографа.
«Что внутри коробки?» (а именно так перевели название на русский язык) вселяет тревогу во время просмотра и робкую надежду на то, что, возможно, киноиндустрия еще не совсем потеряна для массового зрителя.
Пятнадцать минут саспенса
[Внимание, спойлеры! Вы можете посмотреть киноленту сами и вернуться к прочтению после этого.]
Весь сюжет «коробки» можно уместить в пять абзацев, что не только не преуменьшает заслуги авторов, а совсем наоборот, служит доказательством того, что киноязык и операторская работа могут превратить даже простую задумку в пугающее приключение.
По сюжету пара молодых людей занимается приготовлением праздничного ужина, когда на пороге их дома оказывается нежданный гость в лице старого знакомого. В руках у мужчины коробка с подарком, а на лице – маниакальная тревога.
Пригласив знакомого внутрь, владелец дома перекидывается с гостем парой слов, после чего старый приятель вручает коробку и просит ее открыть. Хозяин скрывает тот факт, что он дома не один, поскольку явно имеется старый любовный конфликт между ним, гостем и девушкой на кухне.
Внутри подарка оказывается непроницаемая тьма неизвестности, а приятель спешно покидает дом без каких-либо объяснений. Пара сталкивается с неизвестным существом, что смотрит на них из бездны коробки. Даривший не отвечает на звонки, и владелец дома оставляет девушку наедине с пугающим существом. А сам в поиске ответов устремляется к приятелю домой.
По дороге к другу парень все же дозванивается до него, но тот просит прощения и говорит, что нельзя отводить от коробки взгляд. Узнав, что сторожить коробку осталась та самая девушка, неизвестный приходит в неистовство и бросает трубку.
Прибыв обратно домой, владелец обнаруживает вырванные выключатели, следы борьбы, темноту и пропажу девушки. В попытках ее найти он спускается в подвал, где его и настигает тот самый неизвестный из коробки и еще несколько темных фигур. Щелчок выключателя. Свет гаснет. Финал.
«Devil in details»
Дьявол кроется в деталях. И это, несомненно, так. В «Коробке» нет ни одной капли крови. Почти нет визуальных эффектов, дорогостоящих декораций или именитых актеров. Но короткий метр вызывает неподдельное ощущение тревоги и беспокойства, волну вопросов, на которые попросту нет ответов.
Лишь небольшие штрихи окружения и фразы актёров могут намекнуть на то, что же на самом деле произошло в прошлом героев и тем самым злополучным вечером. «Извини за то, что произошло на мосту», что произносит между делом визитер, или «нам нельзя сводить с него глаз», о чем говорит сама пара, как капли воды, бегущие по лбу существа из коробки. Как короткое письмо дарившего с извинениями. Все это ни на что не влияет. Или влияет сразу и на все.
Брошенный внутрь подарка карандаш, что выкатывается в реальность из неизвестности. Капли мутной воды на полу и на ноже, которым должна была защищаться девушка, пока парня не было дома. Именно они создают то самое ощущение тревоги, что возрастает с каждой минутой при просмотре короткометражки.
Как и шнурок выключателя лампы в финале. Каждый кадр работает на восприятие и атмосферу происходящего. «Коробка» дарит эмоции, пользуясь до боли простым инструментарием и доказывая его эффективность с каждой секундой.
Jack-in-the-box
Чертик из табакерки в буквальном смысле приятно меня удивил, поскольку я являюсь не самым большим фанатом ужастиков. Они меня давно уже перестали пугать, как и рассказы Лавкрафта с Кингом. Однако «The Other Side of the Box» мне подарила давно забытые ощущения нереальности, тревоги и неразгаданной тайны.
Тема коробок встречается у множества режиссёров, а макгаффины в обилии раскиданы по сценарным перипетиям тысячи блокбастеров. Но лишь пара из коробок настолько приковывало мое внимание к себе.
Исключением является легендарная синяя коробочка из кинофильма Дэвида Линча «Малхолланд Драйв» (2001) о которой гениальный мастер позже шутил, что и сам не знает о том, что же могло в ней быть. «Не столь важно содержимое самой коробки, как ее функция. Загадка и неизвестность», отшучивался в автобиографичной книге мэтр.
Щелчок выключателя
Манифестация репрезентативности и выпячивание сомнительной идеологии уже практически похоронило современный кинематограф, отбросив его далеко от искусства, в сторону аттракциона с мужчинами в трико и сильными женщинами с волевым подбородком.
И лишь чертик из табакерки, выпрыгивающий в самый неподходящий момент, заставляет вспомнить о том, что кино может и должно дарить эмоции, а не транслировать сомнительные идеалы. И такое кино все еще снимают. Даже на Западе. Даже без денег, даже на голом энтузиазме.
Однако я вас попрошу, если вам доставят сомнительную коробку, о которой вы не просили, или преподнесут неожиданный подарок, подумайте дважды, вскрывать ли его. А еще лучше не отводите взгляда от существа из коробки, чтобы после было не о чем жалеть. Щелчок выключателем. Конец.
Автор: Валерий Васин
Телеграм: @mootfo1l