Найти тему
Спорт-Экспресс

«Стрельцов» и жизнь Стрельцова: что не так с фильмом

Александр Петров и Эдуард Стрельцов. Фото «СЭ»
Александр Петров и Эдуард Стрельцов. Фото «СЭ»

Картина вышла на экраны в 2020 году. В ней хватает эпизодов, которые вымышлены авторами. Какие именно - рассказывает наш обозреватель Вячеслав Короткин.

  • Стрельцов Эдуард Анатольевич
    Родился 21 июля 1937 года в Перово (Московская область).
    Нападающий. Заслуженный мастер спорта (1957-1958, 1967).
    Воспитанник команды «Фрезер» (Перово).
    Выступал за «Торпедо» (1954-1958, 1965-1970). Провел 255 официальных матчей в чемпионатах СССР, национальном Кубке и еврокубках, забил 117 голов.
    Чемпион СССР-1965. Серебряный призер-1957, бронзовый-1968. Обладатель Кубка Советского Союза-1968, финалист-1966.
    За сборную СССР провел 38 матчей, забил 25 голов.
    Олимпийский чемпион-1956.
    Скончался 22 июля 1990 года в Москве.

Создатели фильма «Стрельцов» не скрывали, что многое в картине — художественный вымысел и что они не претендуют на полное историческое сходство с судьбой великого советского футболиста. Тем не менее ряд моментов в кино отличаются от происходившего в реальности от слова «совсем».

Прорыв Эдуарда Стрельцова в матче «Торпедо» со «Спартаком». Фото из архива семьи Волковых
Прорыв Эдуарда Стрельцова в матче «Торпедо» со «Спартаком». Фото из архива семьи Волковых

Александр Андреевич не похож на Эдуарда Анатольевича

Первое, что бросилось в глаза людям, видевшим Стрельцова вживую или на видео, — исполнитель роли нападающего, актер Александр Петров, вообще не похож на своего персонажа. Причем дело совсем не в сходстве лиц, хотя артиста даже не пытались гримировать — за исключением зачесанной назад копны волос а-ля юный Эдик. Главное — разительный контраст в физических данных.

Рост Эдуарда Анатольевича — 182 сантиметра, боевой вес — 80 килограммов. Очевидцы и партнеры по «Торпедо» и сборной СССР отмечали уникальное сочетание высокой техники и скорости с внушительными габаритами. Они вполне подходят под определение «таранный форвард», но он мог не только продавливать оборону (хотя и это в арсенале было): умел и изящно обыграть одного-двух защитников именно за счет дриблинга, владел тонким пасом — «пятка Стрельцова» вообще стала нарицательным, — а мяч принимал так, что тот «прилипал» к стопе. Именно сплав солидной антропометрии с прекрасным техническим оснащением и великолепным игровым интеллектом сделало Стрельцова самым талантливым человеком в истории советского футбола, нападающим без слабых мест.

Александр Андреевич значительно уступает своему герою — актер почти на 10 сантиметров ниже (174) и намного легче (70 килограмм). Разница сразу бросилась в глаза даже мне, видевшему Стрельцова на поле только в кадрах кинохроники. При том, что искренне считаю Петрова талантом, а большинство созданных им образов характерными и интересными, Саша с Эдуардом Анатольевичем в моем сознании совсем не монтируется. Даже при том, что артист в юности занимался футболом (закончить вынудила травма) и хорошо обращается с мячом. Лично мне он больше напоминает Джано Ананидзе — техничного и легкого спартаковца ростом 171 сантиметр.

Кадр из фильма «Стрельцов». Фото kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Стрельцов». Фото kinopoisk.ru

Драма на даче и арест

Сцена переиначена с начала до конца.

По сценарию, на нарушение режима — отлучку с базы, где сборная СССР готовится к ЧМ-1958, на расположенную неподалеку дачу — Стрельцова подбил друг детства из Перова Василий. Там нападающего спаивает еще одна перовская знакомая, буфетчица Марина, которая потом ложится рядом с пьяным Эдуардом на кровать и, едва тот засыпает, поднимает крик. Из припаркованной у ворот «Волги» на шум летят милицейские опера и товарищ Постников, первый заместитель председателя Всесоюзного комитета физкультуры. Мотив Марины, мечтавшей о замужестве со звездой, — месть нападающему за женитьбу на Алле, девушке, помогавшей футболисту вступить в комсомол. Мотив Постникова, имевшего виды на Аллу, — брак с ней после посадки игрока.

В действительности никаких знакомых из детства на роковой даче не было. Вот как описывал в «СЭ» те трагические события автор летописи отечественного футбола Аксель Вартанян:

«25 мая офицер Советской армии Эдуард Караханов, знакомый Бориса Татушина, пригласил Стрельцова, Огонькова и Татушина в поселок Правда на свою дачу. По дороге Стрельцову и Огонькову представили двух девушек — Марину и Тамару. Тамара, судя по материалам следственного дела и допросам свидетелей, предназначалась Стрельцову. Но Марина с самого момента знакомства навязала центрфорварду такой жесткий прессинг, что подступиться к нему было невозможно. И даже видавший виды нападающий не мог от него освободиться. Вероятно, не очень к тому и стремился. Как бы то ни было, ближе к ночи после обильных возлияний Стрельцов и Марина (добровольно, без принуждения) направились в отведенную им комнату и легли в постель. Через какое-то время (это очень важно) в той же комнате возле ложа на полу расположился Эдуард Караханов. Огоньков с Тамарой остались в машине, а Татушин со своей девушкой Инной покинули дачу.

На следующее утро на стол прокурора Мытищинского района легло заявление от Марины Л.:

«25-го мая 1958 г. на даче, которая находится в поселке Правда, напротив школы, я была изнасилована Стрельцовым Эдуардом. Прошу привлечь его к ответственности.

26/V-58 г.

Л...»

Эдуард Стрельцов в «Торпедо» после заключения.
Эдуард Стрельцов в «Торпедо» после заключения.

Аналогичное заявление последовало и от девушки Огонькова — Тамары.

В тот же день прибывший на тренировочную базу сборной СССР милицейский наряд препроводил Стрельцова, Татушина и Огонькова в «Бутырку». Татушина вскоре отпустили.

27 мая физкульткомитет, не дождавшись начала следствия и решения суда (видимо, не сомневался в его результатах), поспешил отречься от Стрельцова, дисквалифицировав его пожизненно.

В течение трех последующих дней прокурор Мытищинского района получает от тех же лиц еще два заявления. 27 мая от Тамары:

«Прошу считать мое заявление, поданное Вам 26.05.1958 г., об изнасиловании меня гр. Огоньковым неправильным. В действительности изнасилования не было, а заявление я подала не подумав, за что прошу меня извинить».

30 мая — от Марины:

«Прошу прекратить уголовное дело в отношении Стрельцова Эдуарда Анатольевича, т. к. я ему прощаю».

28 мая Огонькова освобождают, и дело против него прекращают. Стрельцов остается в неволе. Юридически заявление Марины оформлено неправильно. Слово «прощаю» означало признание факта изнасилования. Куда только глядел адвокат? Не поздно еще было ошибку поправить. Но девушку запугали, предупредив, что в случае дачи ложных показаний она из потерпевшей превратится в обвиняемую. Марина берет второе заявление обратно".

Как видим, с фильмом — ничего общего.

Кадр из фильма «Стрельцов». Фото kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Стрельцов». Фото kinopoisk.ru

Матч с Болгарией на ОИ-1956 — не финал

При просмотре возникает впечатление, что это финал футбольного турнира Олимпиады. Об этом говорят и герои фильма.

На самом деле, игра с болгарами состоялась на стадии полуфинала. Остальное на экране и в жизни совпадает: основное время завершилось нулевой ничьей, в дополнительное Колев открыл счет на 95-й минуте, Стрельцов сравнял на 112-й, а Татушин на 116-й забил победный гол.

В финале же против Югославии Эдуард Анатольевич не играл. Мяч Ильина на 48-й минуте принес СССР золото. По тогдашнему регламенту медали получили только те, кто выходил на поле в решающем матче, поэтому ветеран национальной команды Никита Симонян хотел отдать награду Стрельцову. Но торпедовец отказался.

Эдуард Стрельцов (третий слева) в сборной СССР. Фото Олег Неелов
Эдуард Стрельцов (третий слева) в сборной СССР. Фото Олег Неелов

Погоня за поездом: вместе с Ивановым

В европейской отборочной группе 6 ЧМ-1958 первые два места заняли СССР и Польша: команды обменялись домашними победами и по два раза обыграли Финляндию. При равенстве очков регламент предусматривал дополнительный матч за выход в финальный турнир на нейтральном поле. Выбор пал на Лейпциг, куда советская сборная добиралась на поезде из Москвы.

В фильме Стрельцов опоздал к отправлению, ринулся догонять состав, следующий без остановок, на личном автомобиле, в Можайске пересел на грузовик, который привез в город капусту. Водитель вначале не узнал звезду футбола (в одно это категорически не верится с учетом популярности вида спорта и его лучшего форварда во второй половине 50-х) — и тогда Эдуард в качестве доказательства послал кочан точно в вокзальный флюгер ударом ноги.

Дальше начинается экшен в лучших традициях Голливуда: тяжелая машина, виляя между телеграфными столбами, поравнялась с вагоном, партнеры Стрельцова, среди которых был Валентин Иванов, открыли дверь и на полном ходу затащили нападающего внутрь.

Нереальность эпизода также подчеркивает погода: встреча с поляками состоялась 24 ноября 1957 года, сборная уезжала с Белорусского (в кино — с Киевского) вокзала 17-го, но с экрана вовсю светит теплое солнце, и герои одеты очень легко.

Эдуард Стрельцов. Фото Виктор Евстигнеев
Эдуард Стрельцов. Фото Виктор Евстигнеев

На самом деле опоздал не только Эдуард Анатольевич, но и Валентин Козьмич. Причем позже Иванов признавал, что виновником стал он, а не Стрельцов. По личному указанию министра путей сообщения Союза Бориса Бещева, большого болельщика футбола, до которого оперативно довели ситуацию, поезд вопреки инструкции притормозил в Можайске, куда успело такси с двумя торпедовцами.

Кстати, киноописание самой игры тоже отличается от того, что происходило на поле в Лейпциге. В фильме после гола Стрельцова команда начинает праздновать выход на чемпионат мира. В реальности форвард поразил ворота на 31-й минуте — поляки еще долго сопротивлялись, пока Федосов не отправил их в нокаут на 75-й.

Никогда не играл против Бразилии

Решение об условно-досрочном освобождении Стрельцова из колонии принято 4 февраля 1963 года. В кино у ворот ИК его встречает тренер Виктор Маслов. Немедленно начинаются изнурительные тренировки, и уже очень скоро Эдуард Анатольевич возвращается и в «Торпедо», и в национальную команду, в составе которой выходит в Лужниках на товарищеский матч с Бразилией. И поражает самого Пеле ударом в «девятку» с центра поля на разминке.

Легенда красивая, но в жизни все происходило намного сложнее. Та встреча состоялась 4 июля 1965 года (наши «сгорели» 0:3, а Король футбола оформил дубль). Тогда как генсек КПСС Леонид Брежнев дал личное указание не препятствовать возвращению Стрельцова на профессиональный уровень в конце 1964-го, уже после завершения сезона, за «Торпедо» Эдуард Анатольевич вновь стал выступать действительно в 1965-м, но в сборную его вызвали только спустя еще полтора года — в октябре 1966-го нападающий вышел на поле против Турции.

Все матчи Стрельцова за сборную СССР. Фото «СЭ»
Все матчи Стрельцова за сборную СССР. Фото «СЭ»

После выхода из мест лишения свободы Стрельцов устроился на ЗИЛ и начал обучение во ВТУЗе. До разрешения от Брежнева опальный нападающий мог играть в футбол только за заводскую команду. Именно с ней, а не с матчем против Бразилии, как показано в фильме, связан эпизод с массовым сжиганием болельщиками газет в знак протеста против отсутствия любимого нападающего в составе.

Если в кино зрители едва не запалили лужниковскую БСА, то на самом деле подобный инцидент едва не произошел в Горьком. В 1964 году Стрельцов прибыл туда в составе зиловцев на встречу с командой ГАЗа — и тренер получил указание сверху оставить Эдуарда Анатольевича в запасе. Вот тогда-то собравшиеся на трибунах начали в первом тайме жечь факелы из газет, что грозило обернуться крупным пожаром. Руководству ГАЗа пришлось уступить воле народа — после перерыва Стрельцову разрешили выйти на замену.

Кульминация фильма — тот самый матч с Бразилией. В реальной жизни Эдуард Анатольевич выступал за сборную СССР до 1968 года, а за «Торпедо» — до 1970-го, когда вынужден был завершить карьеру из-за разрыва ахиллова сухожилия.