Найти тему
Любимые места

Записки матроса первого класса. Первая плавпрактика

Не спеша и планомерно прошёл первый год учёбы в ОВИМУ. Все сдружились, многие нашли земляков. Я подружился с соседом по кубрику родом из-под Тулы. Короче, жизнь налаживалась.

Уже не в тягость были наряды и отжимания. От первых рос опыт, от вторых - грудные мышцы. И те и другие как-то незаметно, а потом бац - и понимаешь, что и то и другое есть и ещё какое!

Но вот наступила весна. Она в Одессе наступает раньше где-то на месяц, чем в средней полосе России. Мы перешли на светлую (в смысле верха) парадную форму одежды. Девочки всё больше оголялись, чем вызывали у нас, ушедших в увольнительную, жгучее желание жить. Ну, хотя бы, познакомиться. К сожалению, разговор в большинстве случаев не задавался. Мы стеснялись, девочки тоже, но в их глазах была видна перспектива выйти замуж за завидного кавалера, коими всегда были курсанты ОВИМУ. Но всё равно стеснялись. Вот такие они. Это потом уже ничего не стесняются. Как в поговорке: "Наташа боялась пить, потому что знала, что после она уже ничего бояться не будет".

Всё чаще удавалось поплескаться в море. Самая низкая температура воды, при которой мне довелось купнуться, была всего 13 градусов. Но это никого не смущало. Как же, мы, типа, мариманы🤣

Дошло до сдачи экзаменов весенней сессии и народ начали распределять на плавательскую практику. Я попал на учебное судно "Профессор Павленко".

К сожалению, более качественной фотографии судна я в интернете не смог найти.

Всего судов данной серии (головное – "Профессор Щеголев") было построено тринадцать, два из них принадлежали Польше, по одному находились в Румынии и Болгарии, и девять – портами приписки имели Одессу, Ленинград и Владивосток. "Профессор Павленко", "Профессор Миняев", "Профессор Кудревич", "Профессор Аничков", "Профессор Рыбалтовский", "Профессор Ухов", "Профессор Хлюстин", "Профессор Ющенко" - все эти суда и их команды внесли серьёзнейший вклад в подготовку сотен и тысяч квалифицированных моряков.

Насколько я помню, нас распределяли между Профессором Павленко и Профессором Аничковым.

Первый выход в открытое море это огромное событие для каждого человека! А тут сразу за границу. При подготовке к плавпрактике мы все прошли ежегодную медкомиссию и нам оформили паспорта моряков - такой аналог служебного загранпаспорта.

Мы не были там баластом. Весь день проходил в учёбе и работе. Особо нравилась вахта дублёром рулевого. Так интересно, когда чувствуешь, как большое (относительно, конечно) судно с сильной инерцией слушается руля. От рулевого особо много не требуется. Штурман говорит курс, рулевой старается его держать. Вот с этим по началу было сложно. Крутишь в сторону нужной цифры на гирокомпасе, а стрелка всё туда не идёт. Крутишь больше. Опять никак. А потом раз - и компас закрутился, а нужная цифра уже осталась с другой стороны.

Но навык приходит быстро. А ведь от мастерства рулевого зависит расход топлива! Все же знают, что прямая между двумя точками в любом случае меньше кривой. Вот отсюда и экономия. Чем точнее рулевой ведёт по прямой, тем лучше. Но сейчас, в основном, это всё делает автоматика. Рулевой подключается при манёврах.

Чёрное море мы пересекли ночью. Сейчас уже я подозреваю, что капитан специально подгадал так, чтобы мы вошли в Босфор утром - эффект был потрясающим! Особенно мост.

Это так мы его видели с воды
Это так мы его видели с воды
А это он же с высоты птичьего полёта
А это он же с высоты птичьего полёта

Босфорский мост (его ещё называют мостом мучеников 15 июля) был построен в 1973-м году. Всего за три года до нашей практики. И зрелище это было незабываемым!

Уже потом в Стамбуле начали строить и другие мосты, но этот был первым, который соединил Европу и Азию.

Помню, что Стамбул со стороны Босфора поразил нас абсолютно всем - и множеством шныряющих туда-сюда катеров и моторных лодок, с палубы которых нам приветственно махали руками молодые турчанки, и гаражами для лодок в строениях на берегу, и разнообразными архитектурными изысками в виде мечетей и церквей.

Но особенно запомнилась Румельская крепость.

-4

Тогда я ещё не знал её названия, просто смотрел во все глаза и пытался наслаждаться видами и всё запомнить. Фотоаппарата у меня в той практике не было, да и если бы был, качество снимков плёнки компактной камеры тогда оставляло желать лучшего.

Как-то быстро мы миновали пролив, и вот уже он оказался за кормой.

Вид на Босфор со стороны Мраморного моря
Вид на Босфор со стороны Мраморного моря

Мраморное море поразило нас прозрачностью своей воды. Возможно, был штиль, но дно было видно метров до 60-и. Тогда ещё оно не цвело, как местами сейчас.

-6

Насколько я сейчас помню, и Мраморное море и пролив Дарданеллы мы успели пересечь за день. Ещё помню, как четвёртый помощник показал нам место напротив теперешнего городка Чанаккале, где по преданию Александр Македонский со своим войском переправлялся в Азию.

пролив Дарданеллы

И вот мы вышли в Средиземное море! В кормовой части палубы на судне был небольшой бассейн. Ну, так метров 6 на 3. Могу ошибаться - как-то так на глаз. И глубиной метра два. Кэп обещал нам наполнить водой как только выйдем из проливов и сдержал слово!

На следующее утро в бассейне плескалась солёная прозрачная средиземноморская вода! Конечно, мы, кто не был задействован в работах и вахте, тут же в неё и залезли. И немного обалдели от того, что соль в воде щипала даже через закрытые глаза! Непривычно после Чёрного моря. Всё же 38 промилле против 18-и это что-то!

Потом уже наш пыл с бассейном почти сошёл на нет, потому что надо было смывать соль пресной водой, а её на судне ограниченное количество. Не смоешь - весь как старая вобла с солью на шкуре.

Но солёная морская вода кое в чём нам помогала! Мы приноровились стирать грязные робы, опуская на ночь за открытый иллюминатор привязанными к длинной верёвке (концу). Знаете, наверно, что такое варёная джинса? Вот такого цвета оказывались наши равномерно синие робы после такой стирки! Но были нюансы...

Если некачественно завязать узел, то роба ночью растворялась в бескрайних просторах Средиземного моря и приходилось попрошайничать обноски у команды. Не голым же ходить. Но такие случаи были единичными.

Что было ещё не так? Кондиционер! Вроде ставишь его вечером на минимум, а просыпаешься утром, стуча зубами. Но все эти мелочи перекрывались судовым радио, по которому бесконечно крутили модного тогда Демиса Русоса.

Так, работая и наслаждаясь разнообразной музыкой, мы не спеша двигались в сторону Неаполя. Но тогда мы ещё этого не знали, потому что капитаны не любят делиться информацией о маршруте с разной шелупонью.

Продолжение

Буду рад, если подпишитесь на мой канал! Будет ещё много интересного.

Спасибо за просмотр!

В начало

Все статьи "Записки матроса первого класса"

#одесса #овиму #мореходка #море #мечта #учёба