В то время, когда аутизм считали детской шизофренией, эхолалию воспринимали как психотическую речь. Ученые считали, что автоматическое повторение - это признак отрыва от реальности и аутисты не понимают смысла того, что произносят.
Считалось, что у эхолалии нет никаких функций, кроме самостимуляции и поэтому логопедов учили с ней бороться.
Благодаря педагогам и родителям аутичных детей, которые верили в то, что дети понимают смысл повторяемых слов и фраз, исследователи, изучавшие данный феномен признали, что аутизм - это не шизофрения, а эхолалия на самом деле - это попытка ребенка вступить в коммуникацию.
В конечном счете, ученые пришли к выводу, что наличие эхолалии у ребенка - это очень хороший знак. Ребенок может произносить слова и предложения, а это значит, что можно развивать устную речь дальше.
С помощью немедленной эхолалии можно пополнять словарный запас и развивать другие речевые навыки. Например, как мы здесь:
Когда вы только сталкиваетесь с эхолалией, может казаться, что ребенок бессмысленно повторяет набор слов, но у этого повторения всегда есть цель, главное понять, в чем она заключается:
- ребенку хочется принять участие в беседе, но он пока не знает как это правильно делается, не понимает, что нужно говорить.
- таким образом ребенок может выражать свое согласие или не согласие с чем-либо
- если ребенок еще не научился вычленять составные части языка и их смысл из длинных предложений. Например, ребенок говорит "садись за стол" вместо "обед", потому что так ему говорят перед обедом.
- предсказуемое повторение хорошо знакомых слов помогает ребенку с аутизмом успокаиваться, когда он напуган или нервничает.
- многократное повторение одних и тех же слов может просто нравиться ребенку и быть разновидностью само-стимулирующего поведения.
- ребенок нуждается в дополнительном времени, чтобы понять, что было сказано, поэтому повторение может помогать расшифровывать чужую речь.
- ребенок может вспомнить ситуацию, в которой он видел какой-либо предмет или слышал слово и произнести фразы соответствующие той ситуации.
Эхолалия может доставлять неудобства и доводить до головной боли, может мешать усвоению учебных навыков, она доставляет уйму неудобств, когда ребенок перевозбужден.
К тому же, ребенок повторяет все услышанные фразы, а "нехорошие" фразы дети вообще впитывают как губка и запоминают быстрее культурных). Например, как показано здесь Поэтому нужно пристально следить за тем, что ребенок смотрит и слышит.
К сожалению или к счастью, современные дети, даже, если у них есть особенности в развитии, потрясающе справляются с гаджетами. И прежде, чем я успела заметить, что ребенок умудрился залезть на ютуб в ролики, наш словарный запас успел пополниться парой матерных слов, которые мы теперь с успехом выдаем кассирше в магазине.
Уж не знаю, как кассирша в продуктовом магазине ассоциируется у ребенка с видео про "отличную" стиральную машинку, но по магазину теперь ходим все вместе, а вот, когда доходим до кассы, старшая дочь выводит его на улицу, чтобы не приходилось краснеть.
Зато стоя перед витриной с булочками, он вежливо просит: "покажите, пожалуйста, вот эту курицу")))
Эхолалию можно стараться не замечать или пытаться заглушить, а можно превратить в отличный инструмент для взаимодействия с ребенком. Весь фокус в том, чтобы заглянуть за смысл самих слов.
Важно обращать внимание на тон и ритм речи ребенка, на его поведение. Если ребенок перевозбужден то, эхолалия может быть способом успокоить самого себя, если ребенку весело и он сосредоточен на вас, то он пытается общаться, поддержите эту попытку.
Эхолалию можно использовать для обучения ответам на вопросы "кто?", "что?", для поддержания беседы. Можно осторожно пробовать менять слова и добавлять новые в заученных фразах и таким образом пополнять словарный запас ребенка.
Ребенок может часто повторять последнее слово в произнесенной вами фразе, поэтому вы поначалу можете неправильно понимать, чего на самом деле он хочет. Со временем вы научитесь распознавать желания, а у ребенка наполнится словарный запас и общение станет легче.
Сомнительно, что аутичный ребенок со временем перерастет эхолалию, однако она может стать менее интенсивной и во многих случаях бывает практически незаметной.
Взрослые аутисты могут бессознательно повторять данные им инструкции. Они могут проговаривать вслух читаемых текст, цитировать героев из любимых фильмов или шоу, зачастую в соответствующем для ситуации контексте.
Появление эхолалии не является достоверным признаком аутизма, она может возникать и у детей без данного диагноза.
Благодаря эхолалии я нашла общий язык с сыном, он развивается, знает много стихов и песен, рассказывает наизусть сказки. Может выразить то, чего хочет.
Да, в моменты перевозбуждения с ним очень сложно справиться, иногда повторениями одного и того же может довести до нервного тика. Но все это мелочи по сравнению с тем, что благодаря эхолалии мы обучаемы.