Найти тему
Мой интеллект

Эмпирическое мышление

Эмпирическое мышление (от греч. εμπειρία – опыт) – это мышление основанное на практической деятельности человека и имеющемся у него опыте – «мыслю в процессе деятельности, используя свой опыт».

Оно характерно для любознательных людей, которые любят все трогать и делать своими руками, познавая и изменяя мир. Таких людей мы называем в жизни самоучками, а в науке – эмпирическими исследователями.

С точки зрения физиологии человека эмпирическое мышление основано на ощущениях, которые трансформируются в представления и образы. Хорошими помощниками в их деятельности является неосознанное мышление, интуиция. Чувственная, эмоциональная составляющая психики также делает свой вклад в эмпирическое мышление и познание – это любознательность; радость рукотворчества и положительных результатов; разочарование, огорчения от отрицательных результатов; волнение в предчувствии открытия нового; кураж при сложной, но захватывающей деятельности…

В психологии абстрактное (теоретическое) мышление называют разумным, а эмпирическое – рассудочным. Под разумом понимается высший тип мышления, основанный на абстракции, анализе, синтезе, а рассудок – это мышление, основанное на чувственном опыте.

Эмпирическое мышление во многом основано на методе проб и ошибок – «шишки набил», – что и дает этот незаменимый опыт. Но очень часто такой самоучка обладает с детства способностями и, даже, талантом к определенному виду деятельности и достигает мастерства сравнительно легко, играючи.

Так замечательный ремесленник и изобретатель Иван Кулибин (родился 21 апреля 1735 года в селе Подновье, Нижегородская область) с детства проявил большую смышленость в разнообразном рукоделии. Он удивлял окружающих своими разнообразными механическими поделками и умением разобраться в сложных механизмах, которые видел впервые.

Известный во всем мире изобретатель Эдисон, разрабатывая инновации, часто использовал метод проб и ошибок, который является сравнительно простым (но долгим, трудоемким!) и заключается в переборе возможных вариантов: «А что если мы сделаем так – не получилось, а вот так – уже лучше…».

В средние века, когда не было теории и лекций, в ремесленнических мастерских обучение учеников мастерами было, фактически, эмпирическим, основанном на принципах «делай как я» и «от простого к сложному»: «Сначала научись краски растирать, потом фон на картине писать, потом отдельные детали, только после этого…».

Эмпирическое мышление, как метод познания и самосовершенствования (постижения мастерства), создает практические знания, которые затем:

1 вариант – становятся внутренними (имплицитными) знаниями самоучки, его ноу-хау, неотделимым от него интеллектуальным капиталом, используя который он получает личную выгоду. Эти знания очень конкретны, они привязаны к той ситуации, к тем условиям, в которых осуществляется эта практическая деятельность.

2 вариант – ученым-исследователем (эмпириком) трансформируются во внешние (эксплицитные) знания, представленные в доступной форме на общепринятом или специальном языке для заинтересованных людей – социализация знаний. Обобщенно можно представить следующую цепочку: ощущение – образ-представление – абстракция.

При втором варианте необходимо обладать не только эмпирическим, но и теоретическим мышлением, умением создавать на основе практического опыта теоретические знания. Этот вариант – ученого-исследователя, научного или бизнес-консультанта. Он требует, конечно, соответствующего образования в данной предметной области. Да, и вообще – сочетать практическое эмпирическое и абстрактное теоретическое знание достаточно сложно.

В современном обществе появилась новая концепция образованного человека – «человек знаний», который умеет в своем мышлении и познавательно-творческой деятельности «двигаться» от теории к практике и наоборот. В интеллектуальной деятельности такого человека появляется еще одна функция – управления знаниями, т.е. управление процессом получения знаний из внешних источников (система образования) и процессом создания знаний в своей практической деятельности – внутренний источник.

Отрывок из книги «Мышление в системе интеллекта» https://ridero.ru/books/myshlenie_v_sisteme_intellekta/

Ссылки на мои книги:

1. «Интеллект и информация: назначение, содержание, работа»

https://ridero.ru/books/intellekt_i_informaciya_naznachenie_soderzhanie_rabota/

2. Интеллектуальный капитал: содержание и формирование. Мини-пособие

https://ridero.ru/books/intellektualnyi_kapital_soderzhanie_i_formirovanie/

3. «Развивай интеллект восприятия! Твой помощник по совершенствованию»

https://ridero.ru/books/razvivai_intellekt_vospriyatiya/

4. «Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как»

https://ridero.ru/books/razvivai_emocionalnyi_intellekt_nasha_zhizn_eto_emocii/

5. «Мышление в системе интеллекта»

https://ridero.ru/books/myshlenie_v_sisteme_intellekta/

5. «Креативный интеллект (о творчестве и креативности)»

https://ridero.ru/books/kreativnyi_intellekt/

Прочту познавательные лекции в Казани:

1. «ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, НАЗНАЧЕНИЕ»

2. «ИНТЕЛЛЕКТ ВОСПРИЯТИЯ: СТРУКТУРА, ПРОЦЕСС, РАЗВИТИЕ»

3. «МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТА»

4. «МНОГОФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ»

5. «ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ»