10 октября 2023 г. в Комитете Совета Федерации по экономической политике под председательством Заместителя председателя комитета, сенатора Юрия Федорова прошел Круглый стол на тему «О перспективах развития производства и использования электротранспортных средств и создания зарядной инфраструктуры»
В обсуждении вопросов и предложений также приняли участие сенаторы РФ Иван Евстифеев и Дмитрий Ворона. Леонид Рокецкий- председатель Научно-экспертного совета по мониторингу реализации законодательства в сфере энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при Комитете СФ. Также представители профильных министерств и ведомств, профессионального сообщества.
В ходе мероприятия были заслушаны доклады и приняты инициативы участников Департамента секторов экономики Минэкономразвития, Департамента развития ЖКХ Минстроя России, Департамента транспорта Москвы, ООО «Рэнера», ПАО «РусГидро», ПАО «КАМАЗ», АО «ТВЭЛ», АО «Атомэнерго», АО «Газпромбанк Лизинг», АО «СИТРОНИКС».
Докладчики рассказали о состоянии и перспективах отрасли. Презентовали меры поддержки и проекты развития. Из наиболее важного можно отметить:
-Минэконом РФ представил статистику, что 52 региона РФ для электромобилистов уже отменили транспортный налог, 19 регионов предоставили льготы по его уплате. Девять регионов приняли строительные нормы по оборудованию электрозарядных станций (ЭЗС) на парковках. Также в регионах ведется работа по вопросам утилизации и повторного использования батарей питания. В сорока регионах запущен механизм параллельного импорта электромобилей.
-Минстрой РФ отметил, что уже определено законодательно, 5% паркинга при строительстве новых многоквартирных домов (МКД) должно быть отведено под установку зарядных станций. Выработаны нормы пожарной безопасности, определяющие установку ЭЗС не ниже минус первого этажа паркинга. Также идет работа над изменениями в Жилищный кодекс в части использования освобождающихся мощностей в ночное время и по установке электроопор близ мест стоянки транспорта. Определяются рычаги воздействия на застройщика.
-Департамент транспорта Москвы презентовал программу «Энергия Москвы», включающую не только установку ЭЗС и интеграцию их в городские приложения, но и развитие инфраструктуры для коммерческого и коммунального электротранспорта. Также программа предусматривает поддержку развития электромобилей в части бесплатного пользования городскими парковками, отмену транспортного налога и бесплатную зарядку на городских ЭЗС.
-ПАО «КАМАЗ» рассказал о развитии модельного ряда безуглеродного транспорта и о росте мощности ЭЗС (от 300 кВт), которые уже в скором времени должны будут присутствовать на междугородних трассах и на комбинированных хабах в городах. Также «КАМАЗ» дал свои предложения в части:
-Нормативного регулирования обязательств при строительстве и капитальном ремонте домов и торговых комплексов по оснащению зарядными станциями для электромобилей. Коллеги предлагают оснастить каждое десятое место на парковке зарядными станциями с системами динамической балансировки мощности.
-Дать права собственникам жилья в многоквартирных домах за свой счет устанавливать устройства для зарядки электромобилей, без препятствий со стороны других жильцов и общих собраний;
-Субсидировать строительство и реконструкцию электрических сетей для зарядных станций и комплексов;
-Увеличить в Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года минимальной мощности ЭСЗ до 300 кВт;
-Проработать возможность развития и субсидирования строительства на федеральных трассах зарядных хабов с мощностями до 2 мВт с системами динамической балансировки мощностей.
Компания «Росатом» озвучила свои предложения по мерам поддержки производства компонентов для электромобилей. Рассказала о реализующимся принципе в электромобильности, подразумевающем глубокую локализацию вплоть до добычи сырья.
Почти 70% компонентов электромобиля требуют создания новых производств в РФ, из них почти 60% не применимы для а/м с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Производство ключевых компонентов для электротранспорта в РФ не может на данном этапе конкурировать с импортом. Необходимы мере поддержки со стороны государства и прямые субсидии.
1. Прежде всего необходимо определить перечень критически важных автокомпонентов для электромобилей (э/м) и освоить производство до 2026 г:
-Тяговый электропривод;
-Тяговая батарея, материалы для производства тяговых батарей;
-Электронные системы управления электродвигателем и батарей, силовые электронные блоки;
2. Субсидировать российских производителей ключевых компонентов электромобилей (батареи, электроприводы, силовая электроника):
-Размер субсидии определяется исходя из выравнивания условий конкуренции с китайским импортом (=300 тыс. руб. на 1 тяговую батарею, электропривод, включая инвертор)
-Источник субсидии - средства, резервируемые от уплаты утилизационного сбора импортерами а/м;
- Условия получения субсидий реинвестирование получателем для достижения конкурентоспособности производства, закрепление за российскими юрлицами прав на результаты интеллектуальной деятельности по этим компонентам.
3. Совершенствовать таможенное регулирование в целях защиты рынка и стимулирования локализации:
-Повысить пошлину до 15-20% на батареи, ячейки, электроприводы в оборе (не ниже величины самой высокой пошлины на субкомпоненты в их составе) с момента начала массового производства их в России;
-Временно снизить пошлины на субкомпоненты (магниты, эмальпровод и д.р.) ввозимые для высокотехнологичного производства батарей, ячеек, электроприводов для повышенной эффективности;
-Возврат существующих пошлин при запуске локального производства субкомпонентов.
Также «Росатом» рассказал о собственной экосистеме и планах установки сети ЭЗС количеством в 18 000 шт.
АО «Атомэнерго» предложил ускорить внесение изменений в действующее законодательство РФ в части снятия барьеров для размещения электрозарядной инфраструктуры в многоквартирных домах и внутридворовых территориях.
Отсутствие свободных электрических мощностей вдоль целого ряда федеральных и региональных трасс, делает стоимость технологического присоединения к электрическим сетям чрезвычайно высокой и не позволяет окупить стоимость строительства зарядной инфраструктуры в разумные сроки. Необходимо разработать меры государственной поддержки, направленной на строительство быстрых ЭЗС на автомобильных дорогах федерального, регионального и межмуниципального значения и их технологическое подключение к электрическим сетям.
Компания РЕНЕРА сделала презентацию о развитии в Российской Федерации высокотехнологичного направления «Системы накопления электроэнергии» и напомнила подписанных соглашениях между правительством РФ, Госкорпорацией «Росатом» и АО «ГК Инэнерджи». Также компания объявила о создании Ассоциации развития технологий систем накопления электроэнергии (АРТСНЭ). Основная цель которой достижение Российской Федерации технологического суверенитета в производстве систем накопления электрической энергии и развития технологий высокотехнологического направления «Системы накопления электроэнергии». Учредителями ассоциации стали компании: ООО «Рэнера», ПАО «КАМАЗ» и крупнейшая электрохимическая компания АО «ГК Инэнерджи».
Коллеги рекомендовали Минпромторгу России рассмотреть вопрос о внесении изменений в приложения № 32 и №33 к ГП РФ «Развитие электроэнергетики», утвержденной ПП РФ от 15.04.2014 г. №321 в части включения систем накопления электроэнергии (СНЭ) в программу субсидирования ЭЗС. Рассмотреть вопрос о включении производства анодных и катодных материалов в перечень критически важных автокомпонентов для э/м. Предложили Минэкономразвития России инициировать внесение в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. № 80 изменений, предусматривающих разделение товара с кодом 8507 60 000 0 (Аккумуляторы электрические, литий-ионные) на:
-литий-ионные аккумуляторы (ячейки);
-батареи аккумуляторные литий-ионные;
-установить ставку таможенной пошлины для товара «батареи аккумуляторные литий-ионные» в размере 10% с 2026 г.
-поддержать проект постановления Правительства (ID №142264) О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 г. № 364, предусматривающий увеличение размера субсидии российским кредитным организациям физическим лицам и по договорам лизинга, заключенными с юридическими лицами, на приобретение электромобилей с 625 тыс. руб. до 925 тыс. руб. и установить требования по уровню локализации электромобилей.
ПАО «РусГидро»» уже реализует проект по установке быстрых ЭЗС на трассе Москва-Владивосток («Новый шелковый путь»), включая ультрабыстрые ЭЗС (150 кВт) в рамках программы субсидирования», 100% готовность - 2023 г. Предполагает строительство многофункциональных зарядных комплексов (МЗК) с зарядными станциями и точками розничной торговли (кафе, магазины, вендинги и банкоматы, лаунжи), начало строительства - 2024 год. Развивает услугу каршеринга электромобилей (текущий парк во Владивостоке и Южно-Сахалинске 111 машин), +20 машин в 2024 (Сахалин). Компанией принято стратегическое решение о полном переводе легкового автопарка РусГидро на электрический транспорт (2023-2024).
Лизинговое финансирование электромобилей предложил АО «Газпромбанк Лизинг». Он предоставил аналитику согласно которой продажи электромобилей выросли в 5 раз по сравнению с сентябрем 2022 г. Доля импортированных электромобилей 85%. 1,2% доля электромобилей в продажах легкового автотранспорта. Лизинг осуществляется в рамках Государственной программы «Автопром», которая дает возможность льготного обновления автопарка.
Свои рекомендации и предложения дал и Научно-экспертный совет по мониторингу реализации законодательства в сфере энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при Комитете СФ по экономической политике (Научно-экспертный совет).
Одним из основных предложений стал вопрос развития коммунальной техники на электрической тяге, грузового и коммерческого транспорта с электродвигателем и электрических машин для использования в муниципалитетах.
Каждый год на рынке все больше отечественный производителей, занимающихся производством спецтехники на электрической тяге. Линейка их производства от гольф-каров и автобусов, до грузовиков и спецмашин для коммунальных нужд. Вся эта техника в среднем на 70% состоит из отечественных комплектующий имеет хорошее качество и приемлемую цену. Но на данный момент заинтересованными лицами по закупке таких электромашин являются только частные компании. Муниципалитеты в силу отсутствия регуляторики, технических условий и выделения субсидий на приобретение не имеют возможности приобретения такого электротранспорта.
Научно-экспертный совет предлагает совместно с Минпромом России разработать и внести изменения в правила закупки коммунальной техники для муниципалитетов, разрешающие закупку техники на электрической тяге. Данная инициатива ускорит рост производства и использования коммунального электротранспорта и спецтехники. Предложение соответствует множеству правительственных инициатив. В т.ч. Федеральному закону «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 02.07.2021 N 296-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2023 года № 1473 «Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», также в части приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Формирование комфортной городской среды».
Но не только это мешает реализации Федерального проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» и Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Большие вопросы возникают в части технического присоединения к электрическим сетям в рамках реализации проектов по развитию сети зарядных станций и получения субсидий на установку.
Стоимость технического присоединения по новым правилам введенным с прошлого года выросла в разы! В некоторых регионах (Ростовская область) стоимость техприза за 150 кВт составляет 5,3 млн. руб. Что является не приемлемой суммой для инвестора. Окупаемость проекта возрастает до 10-13 лет. Хотя средняя расчетная комфортная окупаемость для зарядной станции 5-7 лет. Рост потребляемой мощности ЭЗС до 300 кВт в нынешних условиях сделает стоимость технического присоединения не подъемным для инвестора.
Необходимо законодательно обозначить стоимость техприза и на определенном временном этапе сделать подключение льготным. С пониженным коэффициентом. Инициатива дает возможность прозрачных отношений между инвестором и электросетевой компанией в любом регионе и поднимет инвестиционную привлекательность Комплексной программы в регионах.
Свободные мощности. На данный момент в Комплексной программе развития прописано, что чтоб получить субсидии от государства на техприз, необходимо провести полное техническое подключение с использованием новых подведенных мощностей.
Очень часто у инвестора или его Партнеров (например заправочные комплексы) есть в наличии свободные мощности, которые они не используют. Но для получения субсидии по техпризу (до 999 т.р.) им необходимо прокладывать новую линию, заключать новый договор и подводить новые мощности. Со стороны электросетевой компании эта инициатива понятна. Со стороны инвестора у него возникают дополнительные затраты на реализацию проекта. Также данная инициатива получается в разрез постановлению Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2023 года № 1473 «Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», т. к. ни к какой энергоэффективности не ведет, а только «замораживает» свободные мощности инвестора.
Если говорить про установку ультрабыстрых зарядных станций (ЭЗС) и реализацию проектов отдельных хабов на федеральных трассах и развитой инфраструктурой и возможностью заправки автомобиля различным альтернативным топливом, в т.ч. и ЭЗС. То из-за отсутствия необходимых мощностей электроэнергии и подведения их на место реализации проекта, в нынешних условиях работы по техническому присоединению, такие проекты станут не интересными в части инвестиционной привлекательности.
Как предложение использование в таких проектах возобновляемых источников энергии (малая и микро генерация с использованием солнечных панелей, ветряных и гидростанций станций) и альтернативная генерация (водород, сжиженный природный газ (СПГ). Данное предложение будет способствовать развитию не только альтернативного транспорта, но и поддержит развитие рынка ВИЭ, СПГ, «зеленых» сертификатов. Снизит выбросыCO2.Инициатива находит отклик в Государственной программе Российской Федерации «Развитие энергетики», постановлении Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2023 года № 1473 «Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», постановление правительства РФ от 29 августа 2020 года N 1298 О вопросах стимулирования использования возобновляемых источников энергии, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и Долгосрочной программе развития производства СПГ.
Льготный тариф для зарядных станций. Покупка электроэнергии у электросетевой компании и дальнейшая её перепродажа через зарядную станцию в разы увеличивает стоимость электроэнергии для электромобилиста. Владелец электромобиля за частую выбирает заряжаться у себя дома, что выходит ему дешевле.
Решением этого вопроса может стать льготный тариф для покупки электроэнергии или закупка мощностей в общем энергетическом котле, по оптовым ценам для промышленности. Зарядные станции это бизнес, соответственно и подход должен быть как к промышленникам. Данная тема также цепляет электросетевые ресурсоснабжающие организации, которые покупают электроэнергию в общем энергетическом котле, большую часть перепродают, но также тратят ее на собственные нужды, списывая затраты. При этом генерирующие компании выработанную энергию всю отдают в котел, а для собственных нужд вынуждены покупать у гарантирующих поставщиков. В этом вопросе необходим четкий порядок. Т.к. энергосбережение в этом случае для генератора может достигать более 20%, а при выполнении Концепции развития электротранспорта и наполнения собственного автопарка электромобилями инициатива приобретает только положительный характер.
Необходимо участь, что сегодня электромобиль не просто средство передвижения, а еще система накопления электроэнергии с последующей розницей таковой в пиковые нагрузки. Т.е. электромобиль способен не только хранить излишки и продавать их, но и выравнивать весь энергетический баланс в пиковых нагрузках на сеть. Для этого надо на практике закрепить порядок розницы электроэнергии. Ночью когда нагрузки не большие электромобиль способен накапливать электроэнергию, а днем, когда нагрузки большие, отдавать/продавать накопленную энергию в сеть, тем самым снижая нехватку мощностей. На это способны и ВИЭ установленные на крышах МКД и ИЖС. Для отлаженной работы этого механизма необходимо навести порядок на розничном рынке ВИЭ и в т.ч. не принимать инициативу ПАО «Росети» о выплате компенсаций гарантирующим поставщикам при переходе на собственную генерацию. Выплата компенсаций только остановит рынок развития ВИЭ, собственной генерации и электротранспорта.
Оснащение объектов недвижимости жилой и коммерческой зарядными станциями.
При обращении граждан в многоквартирных комплексах, паркингах, гаражах к УК (администрации), часто УК отказывает в установке даже маломощной станции, ссылаясь на ответственность и отсутствие норматив. Также для принятия решения по установке ЭЗС необходимо общее собрание собственников.
Необходима разработка законодательной базы совместно с Минстроем и Минпромом, обязывающей установку зарядных станций на вновь строящихся или реконструируемых объектах недвижимости и промышленности в соотношении не менее 10% от проектируемых паркингов при этих объектов. Требуется разработка правил установки маломощных зарядных станций в жилых комплексах, индивидуальном жилищном строительстве и промзонах(т.к. до 2025 г. согласно Концепции развития, каждый автопарк должен иметь до 30% электромобилей).
До 20.10.2023 г. Комитетом по экономической политике Совета Федерации будет проводиться обработка поступивших предложений и прием новых в части развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры. Ваши инициативы и предложения можно присылать на электронную почту mspp@mspp-center.ru или по телефону +7 (499) 394-14-02. Ждем Ваших вопросов и предложений!