«Фильмы ужасов больше не пугают», - пишут многие фанаты хорроров. Все истории вращаются вокруг плохих домов с привидениями - эффектов много, а толку мало. "Даже ужастики пытаются угодить меньшинствам и не затрагивают неудобные для общества темы", - негодуют зрители.
Неожиданным лучом света в этой непроглядной киношной тьме стали спорные пугающие киноработы Александра Невского и Риса Фрейка-Уотерфилда.
Неужели мода на малобюджетные хорроры вернулась? Давайте разбираться.
Наследие хорроров 80-х
Несколько лет назад режиссеры, которые в 80-е годы десятками выпускали фильмы ужасов, сделали неутешительный вывод: хорроры деградировали.
Они выделили три глобальные проблемы.
Первая проблема – попытка понравится молодежи. Если сорок лет назад многие режиссеры юношей и девушек пубертатного возраста пытались изобразить думающими людьми, не лишенными стиля и чувства вкуса (яркий пример «Кошмар на улице Вязов 3»), то сейчас пугающие картины адаптируют под тиктокеров – много ярких бессмысленных эпизодов.
По этой же причине уродуются культовые хорроры. Вы смотрели ремейк на фильм «Психо» в цвете, вышедшей в прокат в 1998 году? Нет? Не смотрите!
Один из режиссеров фильмов ужасов после премьеры сказал:
«Видите ли детишки не поймут! На хутор бабочек ловить этих детишек!»
Вторая причина – угодить меньшинствам. Да-да, толерантная повестка с феминизмом, ЛГБТ и чернокожими добралась и до хорроров. Режиссеры культовых фильмов ужасов, снятых в 80-х, отмечают:
когда пытаешься усидеть на пяти-шести стульев, ничего хорошего не выйдет.
Секрет успеха их картин как раз и заключался в том, что они не боялись избавляться от чернокожих сразу после вступительных титров, высмеивали чересчур упитанных женщин, а из людей с инвалидностью делали монстров.
Чего одна трилогия «Существо в корзине» стоит.
Причина третья – скримеры. Все пугающие эпизоды строятся на них, а не на истории, от которой мороз по коже.
Например, в картине «Ад каннибалов» все события происходят днем. В этой картине нет скримеров. Несмотря на это, фильм, снятый при свете дня, получился настолько пугающим, что вряд ли его кто-то захочет пересматривать.
В общем, пока балом будет править толерантность, чего-то стоящего ждать от хорроров не стоит.
Более-менее глоток свежего воздуха – корейские кинематограф с их сериалом про зомби «Мы все мертвы», кинофраншизы «Заклятие» и «Астрал», и парочка малобюджетных картин, которые наделали много шума.
Одна из них - «Винни-Пух: Кровь и мед». Фильм с бюджетом в 100 тысяч долларов настолько понравился зрителям, что собрал кассу в 15 раз больше средств, вложенных в его производство.
Режиссер Рис Фрейк-Уотерфилд в одном из интервью отметил, что не сомневался в коммерческом успехе своей картины. Почему? В 2021 году истекли авторские права студии Дисней на Винни-Пуха.
Разобравшись в тонкостях законодательства, Рис Фрейк-Уотерфилд снял свой слэшер, в котором Винни-Пух, Пятачок слетают с катушек и убивают всех в Стоакровом лесу.
До этого Кристофер Робин и лесная братия съедают ослика Иа. Жуть!
Отмечу: фильм получился настолько плохим, что глаз невозможно оторвать. Возникло ощущение, что я вернулся на 30 лет назад в видеосалон - сижу в небольшой задымленной комнате и на ламповом телевизоре смотрю мерзопакостный хоррор.
Да, этот фильм ругают за отвратительный монтаж, цветоподачу, маски злодеев. А чего вы хотите от картины с бюджетом в 100 тысяч долларов, которую снял, смонтировал, спродюсировал и срежиссировал экс-строитель атомных электростанций?
Поэтому давайте не будем придираться к ужасной картинке и монтажной склейке. Обратим внимание на сюжет сего фильма.
Лично мне первые 15 минут понравились. Завязка на корню уничтожает все то хорошее, что мы знали об обитателях Стоакрового леса.
Далее начинается бред: мужиков в маске животных на серьезных щах выдают за медведя и кабана. Однако именно этого бреда я ждал от картины Фрейка-Уотерфилда - получил его сполна. И не только я.
Неудивительно, что режиссер решил снять сиквел, который выйдет в прокат в 2024 году. Он понял: зрители соскучились по таким трешовым картинам. А раз так, его киноработу ждет коммерческий успех.
Ужастик Невского
Александр Невский, бодибилдер, личный друг Арнольда Шварценеггера, автор фильмов про Дикий Запад, также снял малобюджетный хоррор «Ночь сиделки».
В центре истории - медсестра Джульетта (Натали Денис Шперл, "Манк", "Вечные", "Как я встретил вашу маму"), взявшаяся ухаживать за одинокой пенсионеркой и, разумеется, вскоре окунувшаяся в пучину затаившегося в ее доме зла.
Эта история многим не понравилась из-за клишированного злодея, никаких спецэффектов, отсутствия сценария - как-такового. Игра актеров – отдельный эпикфейл.
Однако, нашлось немало тех, кто с удовольствием посмотрел картину.
Невский также снимает пугающий сиквел.
Почему мода на малобюджетные хорроры возвращается?
На мой взгляд, на это есть несколько причин. Авторы фильмов с небольшим бюджетом в меньшей степени зависят от студий. Они творят то, что хотят, не оглядываясь на боссов из высоких кабинетов.
Вспомните культовый фильм «Зловещие мертвецы» Сэма Рэйми. Снятый на скромный бюджет фильм, стал классикой жанра. По этому пути все еще продолжают идти многие режиссеры.
Монетизация ностальгии - еще одна причина возвращение к истокам жанра. Фильмы, снятые «по старинке», на плёнку, с минимальным количеством компьютерных эффектов, не только вызывают прилив ностальгических эмоций, но создают достойную альтернативу голливудским блокбастерам.
Яркий пример – хоррор «Ведьма из Блэр» Роберта Эггерса - снятый на относительно небольшой бюджет. Он стал хитом и получил множество наград.
Усталость от «блокбастеризации» - еще одна причина возвращения малобюджетных хорроров.
Кинотеатры наводнили сиквелы, приквелы и римейки уже известных франшиз. Малобюджетные фильмы ужасов – глоток свежего воздуха. Их режиссеры предлагают зрителю оригинальные истории, неожиданные сюжетные твисты.
И самое важное: в эпоху, когда кино всё больше становится товаром, малобюджетные фильмы ужасов остаются искусством. Так что, если вы ещё не решились на просмотр, дайте шанс этим «малышам». Возможно, именно среди них вы найдёте свою киноклассику.
Друзья, также подписывайтесь на игровой канал «Игры “Киноамнезии”», где также есть место вампирам, оборотням и не только. Жду вас в гости в telegram-канале "Киноамнезия", а также одноименном YouTube-канале, где также много активностей. А пока - пока!