В XX веке появились не только женщины-космонавты, астрономы и астрофизики, но и целая плеяда женщин-композиторов, работающих в самых крупных и серьезных жанрах академической музыки.
19 сентября 2023 года ушла из жизни Глория Коутс (Gloria Coates), родившаяся в 1933 году - американка, ученица русского эмигранта Александра Николаевича Черепнина, жившая c 1969 года в Мюнхене.
Коутс - автор 17 симфоний, 10 струнных квартетов и множества других сочинений для традиционных составов. Ее интересовала религиозная и философская тематика.
В 1962 году она написала небольшую композицию для струнного квартета - "Среди астероидов" (Among the Asteroids).
Откуда вдруг космическая тема? Дань моде? Нет, не совсем так.
Пьеса предназначалась для сопровождения постановки сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" в Веллес-театре.
Для тех, кому трудно воспринимать на слух подобную музыку, можно посоветовать вообразить себе визуальный ряд и атмосферу "Маленького принца".
Позднее пьеса была включена в альбом космической и метафизической тематики, выпущенный Коутс в 2013 году и включающий треки с названиями "Голографическая вселенная" (HOLOGRAPHIC UNIVERSE), "Куда летает орел" (WHERE THE EAGLE FLIES), "Лунные петли" (LUNAR LOOPS) и "Душа с серебряными глазами" (THE SILVER EYED SOUL).
"Голографическая вселенная" (1975) - фактически концерт для скрипки с оркестром в трех частях. Форма вполне традиционная, но в самой музыкальное материи, несомненно, присутствует дух космической эпохи.
Части имеют названия:
I. Dark Energy [Темная энергия] II. Mirror Manifolds [Зеркальные многообразия] III. Holographic Universe [Голографическая вселенная]
"Лунные петли" - виртуозная и динамичная пьеса для двух гитар, фактически - в жанре токкаты. Название я перевела буквально (loops - это "петли"), однако возможно его понять и как "Лунные фазы". После пятой минуты звучания гитары превращаются в ударные инструменты. Прием не совсем новый (использовался, например, в музыке Джачинто Шельси), но выглядит очень эффектно.
У Глории Коутс есть и другие произведения с космическими названиями:
Cosmos Klang - "Звучание космоса" (1973), мультимедиа
Planets - "Планеты" (1973/74), для симфонического оркестра
Star Tracks Through Darkness - "Звездные следы сквозь мрак" (1974/89), для органа соло
Halley’s Comet - "Комета Галлея", нонет для духовых и струнного квинтета (1974).
Однако добраться до них мне не удалось, поэтому о впечатлениях ничего сказать не могу.
Не случайно, впрочем, то, что обложки дисков с музыкой Коутс часто иллюстрируют космическими картинками.
--
Тема "музыка и космос" - одна из сквозных не только в этом блоге (смотрите подборку), но и в моей космоопере "Хранительница". Я не собиралась делать главных героев музыкантами, однако без музыки обойтись не могла, и пришлось придумывать, какие сочинения мог создавать инопланетный гений - принц Ульвен Киофар Саонс, "уйлоанский Моцарт".
Он появляется в книге "Наследник", присутствует в книге "Двойник" и играет немалую роль в романе "Возвращение Улисса", которая сейчас пишется и выкладывается на Литрес и Литмаркет.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти, на Литмаркете и на Литресе. Вы можете почитать ознакомительный фрагмент и решить, интересны ли вам эти книги.
Поддержать автора можно любым удобным вам способом, в том числе распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".