Найти тему
Наша история это Гордость

В ходе этого прорыва каждый экипаж затрофеил по два самолета. Как танкисты обрекли на вымирание целую армию зимой 1942

Генерал-лейтенат Баданов Василий Михайлович 1895-1971.
Генерал-лейтенат Баданов Василий Михайлович 1895-1971.

Здравствуйте Уважаемые читатели! 17 декабря 1942 года шли ожесточенные бои к юго-западу от Сталинграда. Войска Манштейна рвались к городу с целью деблокировать 6-ю армию Паулюса. В это же время 24-й танковый корпус Василия Михайловича Баданова, получив приказ, выдвигается на исходные позиции на плацдарме, переправившись через Дон у н.п. Верхней Мамон. Впереди был еще один больнючий удар по противнику, к которому он был не готов. А на следующий день началось наступление, которое мы знаем, как "Малый Сатурн". Практически сразу оборона итальянцев развалилась, дороги были забиты брошенной техникой, а сами итальянцы массово сдавались мелкими группами. 19 декабря 1942 года, нанеся урон противнику, танкистами была взята Маньково-Калитвенская, не обошлось без богатых трофеев. Утром 20 декабря был освобождён н.п. Дегтярево и уничтожено до 600 румынских военных. К слову, стоит заметить, что продвижение составляло около 40 километров в сутки, что очень неплохо для второй половины зимы.

Танк Т-34-76 с емкость для топлива.
Танк Т-34-76 с емкость для топлива.

На следующий день опять под раздачу попали румыны, но уже у Криворожья. И к 23 числу танкисты продвигаются к Тацинской, где располагался один из самых больших аэродромов для снабжения Сталинграда. Согласно данным врагов там было 130 Ю-52 и 40 Ю-86. Заприметив наши танки, 30 самолетов успевают подняться в небо и уйти на запад, а вот остальные самолеты становятся трофеями. Правда, часть из них была неисправна, было донесение даже о погруженных самолетах на платформы для отправки в ремонт. Так же трофеями досталось огромное количество продовольствия для 6-й армии и авиационного топлива. Да, охрана пыталась оказать сопротивление, но была смята, а населенный пункт довольно быстро перешел под контроль наших танкистов 24 декабря 1942. В ходе боя наши отчитались о потерях врага, а это 3.5 тысячи в живой силе, 15 танков, 50 орудий, один дивизион был раздавлен гусеницами 130 тбр и 73 машины.

На этот момент в 24-м тк было 40 Т-34 и пару десятков Т-70, причем у первых дизельных беда с топливом, и из Москвы советуют как сделать топливо для них из авиационного горючего, в итоге проблему решили. Другой вопрос крылся в том, что делать с авиацией, ведь удержание Тацинской было делом нелегким, и если с топливом разобрались, то снарядов не хватало, а по воздуху доставляли крохи. Поэтому из Москвы предлагают таранить хвосты самолетов, что и было сделано, а на каждый экипаж пришлось по два трофейных самолета.

А в это время на средний Дон идут резервы, выдернутые с широких просторов ЕС, то есть оккупированной Европы. У Тацинской в районе Луговой и Бобовня враг копил силы для решающего штурма. В свою очередь сил у нас было недостаточно для удержания аэродрома, поэтому 28 декабря 1942 года Баданов принимает решение и получает разрешение на отход.

Т-34 на фоне разбитых немецких самолетов.
Т-34 на фоне разбитых немецких самолетов.

По сути 24-й корпус, как говорится, успевает сесть в последний вагон, и, отступая на северо-запад, продефилирует между немецкими частями и выйдет к своим. Шли с развязанными ушанками, дабы отличать своих. Потеряно было 3 Т-34 и 1 Т-70, а еще 12 человек безвозвратно. А чуть раньше 26 числа корпус стал 2-м гвардейским. Но был и осадок: не имея транспорта, танкистам пришлось оставить раненых, так как выходили по большей части пешком, грузовики были разбиты немецкой авиацией. Да, это война, и порой она ставит тяжелый выбор. Что касается аэродрома, он больше не работал и продовольствие шестой армии не поставлялось. Так же для ликвидации этого прорыва Манштейн был вынужден свернуть деблокацию Сталинградского котла, а под Тацинской выгрузилась 6-я танковая дивизия Рауса с этого направления, которая еще недавно была основой прорыва в котел. А у меня на этом все. Спасибо за внимание. До свидания!