Найти тему
Взгляд учителя Елены

Композитор или землевладелец? 210 лет со дня рождения Джузеппе Верди

9 октября исполнилось 210 лет со дня рождения итальянского композитора Джузеппе Верди. Творческий путь его был труден, сам по характеру он был сложным человеком. Но это был гений.

Книгу, которую я прочитала, читать не совсем легко, так как эмоциональные качели Верди надо принять. Постаралась выбрать самое важное и рассказать к его юбилею.

Из серии ЖЗЛ
Из серии ЖЗЛ

Детство и юность.

Джузеппе Верди родился в бедной итальянской семье. Неудивительно, потому что жизнь в Италии 19 века была печальной. Нищета, болезни, низкое экономическое состояние, политические столкновения. Поэтому главная цель его жизни— вырваться из нищеты. К этой цели Верди придет, когда ему будет уже за 30.

Он не был похож на других детей. Замкнут, неразговорчив. Предпочитал уединение игре со сверстниками. Увлекался только музыкой. И даже в стесненных финансовых обстоятельствах отец находил возможность учить сына. Но в приеме в Миланскую консерваторию Верди отказали: мест мало, молодой человек уже вышел из возраста и не проявляет исключительных способностей.

Это был удар.

За свои 18 лет Верди испытал мало удачных минут. Он создавал себя невероятной силой воли, обучался, как мог. До конца жизни он не захочет слышать больше о профессорах и аттестатах. Эта рана так никогда и не заживет.

В личной жизни у молодого Верди складывается и нет. Скромная свадьба, рождение детей. Но потеря сначала детей, а потом и жены – серьезный удар по и так несчастливой жизни Верди. Он не отступает от мечты. Он снова решает покорить Милан. Без контрактов, без перспектив.

МИЛАН.

Верди 26 лет. Высокий, худой, с бледным лицом, с бородой. Всегда в темном костюме. У него нет своего дома, ему приходится обращаться за помощью к тестю. Но наконец опера «Оберто» проходит с успехом. Событие не слишком великое, но главное: Верди замечен как музыкант. Критика отмечает, что опера «свежая, рожденная новым художником». Но финансовые проблемы не решены, поэтому Верди вынужден согласиться

на контракт: 3 оперы в течение 2 лет (прибыль пополам). Писать оперы каждые 8 месяцев, не зная автора, сюжета, состава исполнителей? Но Верди, мечтающий о богатстве, принимает предложение без раздумий.

Жизнь продолжает испытывать Верди: потеря жены, провал оперы «Король на час». Кажется, никогда ему не выйти из череды трагедий и неудач.

-2

ПЕРВЫЙ ТРИУМФ.

Это произошло случайно. Оперу буквально ему «подкинули» (другой композитор не взялся). Может, Верди взглянет? Но Верди не хочет больше заниматься музыкой. Вернувшись домой, невольно бросает взгляд на открывшуюся страницу тетради— и проявляет интерес. Верди трудится как одержимый. Музыка рождается легко. Герои этой оперы носят в себе черты будущих героев опер Верди:

это страдальцы, несчастные, страстные и нежные. Все на грани безумия. Подобных героев до этого не было на сцене.

Спектакль «Набуко» выдержит 57 представлений. Публика будет в восторге. Но Верди не любит и никогда не полюбит публику (ведь те же осмеяли его «Король на час»).

Перед написанием новой оперы Верди впервые кладут контракт, где не указана сумма гонорара. Посоветовавшись и поразмыслив, Верди ставит 8 тысяч лир ( такую сумму получил маэстро Беллини за оперу «Норма»).

Теперь Верди зовут в салоны. А ему приходится там бывать: общественное мнение!

После премьеры оперы «Ломбардцы» все твердят, что Верди суждена великая карьера. Что он займет место в сердце публики вместо Россини. Его приглашают в самый знаменитый театр в Италии—«Ла Фениче». Верди отправляется в Венецию.

ВЕНЕЦИЯ.

Всё складывается неплохо, но обязательства контракта не дают ему покоя. Он часто отворачивается от музыки. Но наконец, благодаря новой опере «Эрнани», он не нуждается в деньгах. 12 тысяч лир – его гонорар. Верди богат!

А в его жизни появляется женщина, которая сможет стать другом и советчиком, будет стойко переносить перепады настроения – Джузеппина Стреппони. Сначала они просто поселяются вместе. У них нет общих планов. Она умело создает домашний очаг, в котором Верди чувствует себя комфортно. Ему с ней хорошо. Так, как никогда не было ни с кем (даже с женой). Она дает ему прозвища: Волшебник, Медведь (за его неотесанность). Она понимает, что его характер не изменится. Но пытается смягчить его нрав.

Они проживут вместе почти полвека
Они проживут вместе почти полвека

ПОМЕСТЬЕ

Как только у Верди появились деньги, он купил землю и виллу. В течение всей жизни, кроме музыки, у него была страсть крестьянина. Он занимался колодцами, урожаем, скотом, устраивал больницы для крестьян. Сюда, в Сант-Агату, он будет неизменно возвращаться и находить утешение.

Вилла Сант-Агата, недалеко от родного Буссето
Вилла Сант-Агата, недалеко от родного Буссето

С Джузеппиной они решаются на переезд в Италию (из Франции). Но в Буссето, маленьком провинциальном городке, много сплетен, поэтому они ведут замкнутый образ жизни: выходят мало и никого не принимают. После каждой оперы он рвется сюда, чтобы не только писать музыку, но и заниматься благоустройством и даже архитектурными работами. На фоне сельской тиши, среди полей и хлевов он чувствует себя превосходно. Но ради музыки он мог забыть и сельскую идиллию, и Джузеппину, которой часто не хватало его внимания. Жить с ним трудно и невесело. Либо замкнут и упрям, либо ворчлив. То подозрителен, груб, резок, жесток со всеми. Вдали от светского общества он обретает себя.

«Любовь Верди к сельской жизни стала манией. Безумией. Сумасшествием»,— пишет Джузеппина.

Даже во время переписи в графе «профессия» она написал «земледелец».

Свои отношения с Джузеппиной они узаконят в 1866 году. Верди опасался, чтобы собственность его не перешла к родственникам. Бракосочетание было тайным, в качестве свидетелей выступили звонарь и кучер. Никакого праздника и путешествия

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ОПЕРЫ РАННЕГО ВЕРДИ

Одна за одной выходят три оперы: «Риголетто» (рождение музыкальной драмы нового типа).

«Трубадур» (опять триумф!). Она идет в Италии. Франции, Австрии. России (ради этой оперы он отказался от места в королевском дворце Вены). Среди своих героев-призраков он чувствует себя лучше, чем среди реальных людей. «Трубадур» становится самой любимой из всех опер, которые до сих пор написал Верди.

«Травиата» — шедевр, каких мало в истории оперы. Но и она не избежала сначала провала.

Верди 50 лет.

Он полон сил. Он достиг всего, чего хотел. Но он замечает, что творческий импульс слабеет. Еще и тень Вагнера становится грозной и пугающей. Кризис среднего возраста настигает и маэстро. Кажется, он все уже сказал, и можно снова возвращаться к земледелию, но в итоге Верди снова принимается за работу.

В 40 лет Верди самый известный композитор в Италии, а популярность больше, чем у Россини.

ТЕРЕЗА ШТОЛЬЦ

Немка, певица, моложе Верди. Маэстро влечет к ней, а жена переносит это стойко. Отвергнутая и забытая, она продолжает окружать мужа заботой, вниманием. Страдает от ревности, хочет вернуть любовь мужа. Но Штольц, наполненная жизненной энергией, нужна Верди. Для жизни. Для творчества.

-5

Ради Штольц была написана знаменитая «Аида» (специально искал хорошую женскую роль. Великую партию). Над «Аидой» работал Верди быстро и страстно. Теперь герои стали другие. Не сжигаемые ненавистью или яростью, любовью и страстью, а способные на простые человеческие чувства и тонкие переживания. В этой опере Верди нравятся все. Кроме жрецов (никогда не любил служителей культа). Джузепина надеется, что новая опера отвлечет мужа от Терезы, которая теперь всегда стоит между ними. Но нет. А Верди и сам все понимает, чувствует, какие страдания доставляет жене.

-6

Ждать премьеру «Аиды» пришлось дольше, чем ее писать. Из-за политических событий в Каир, где планируется первый показ, не могут доставить костюмы, декорацию, машинерию. После Каира очередь Милана.

Падает занавес, и зал взрывается нескончаемыми аплодисментами. 32 раза приглашают автора на сцену!

«Аида» — это гимн юности, которую Верди утратил навсегда. Это воспоминание о молодости и сожаление о ней. Не было такого итальянского театра, который бы не хотел ее поставить.

-7

«ОТЕЛЛО». Это уже даже не триумф. А всеобщее безумие. Взрыв восторга. А ведь опера писалась долго. Мучительно. Маэстро старел, все больше подводил итоги. Но ему удалось еще одно гениальное произведение. Теперь он Почетный гражданин Милана (где когда-то его не приняли в консерваторию), потом – Рима. Мэр и городская управа стоит перед ним и вручает почетный знак. Желают новых опер, но Великий Старец (как его теперь называют) произносит:

«Моя карьера закончена. До полуночи я ещё маэстро Верди, а затем снова стану крестьянином из Сант-Агаты».

Лукавит, конечно. Впереди еще «Фальстаф». И это уже лебединая песня композитора.

Верди проживёт 87 лет до 1901 г. Его верная подруга уйдёт раньше, в 1987-ом. Он тяжело переживёт эту утрату.

Дж. Верди. 1813-1901 гг
Дж. Верди. 1813-1901 гг

Интересные факты.

  • Верди всегда присутствовал на первых трех представлениях своих опер
  • В течение жизни имел единственного ученика Эмануэле Муцио
  • Всегда питал враждебность к критикам: «Можно ли всерьез вопринимать ту критику, которую они пишут? Неужели они разбираются в том, о чем судят? Неужели они проникают в самую суть сочинения и понимают намерения композиторов?»
  • Когда Верди писал музыку и был в творческом порыве, у него всегда заболевали горло и желудок
  • Если и переводил деньги в благотворительных целях, то всегда побежденной стороне. Победителей не любил.
  • Рихард Вагнер был единственным соперником Верди. Человек, которого Верди порой ненавидел. Верди пережил Вагнера, хотя они были сверстниками. Узнав о смерти Вагнера, Верди напилет: «Печально. Печально. Печально. Умер Вагнер. Я потрясен. Не будем спорить! Угасла великая личность. Имя, оставляющее след в истории!»

Спасибо за внимание!

Вас могут заинтересовать статьи о великих:

Шаляпине

Карузо

Спасибо за внимание!