Найти тему
943 подписчика

Где и как растут тыквы гиганты

Каждый год в Аптекарском огороде в Москве проходит выставка «Краски осени». По сложившейся традиции ее главными экспонатами становятся огромные тыквы, посмотреть на которые приезжают даже люди, равнодушные к садоводству. Зрелище впечатляет!

Каждый год в Аптекарском огороде в Москве проходит выставка «Краски осени».

Эти тыквы невозможно поднять без специальной техники – их вес исчисляется сотнями килограммов. Сегодня Жёлуди задают вопросы нашему самому необычному гостю этого года, человеку, который выращивает исполинский урожай на своем участке. Наш проводник в мир гигантских тыкв - Елена Сергеевна Агафонова, коллекционер редких растений, овощевод гигантовод и ландшафтный дизайнер.

Каждый год в Аптекарском огороде в Москве проходит выставка «Краски осени».-2

- Елена Сергеевна, расскажите, пожалуйста о себе. Какими растениями вы занимаетесь?

- Я люблю необычные растения. В своем небольшом крестьянско-фермерском хозяйстве в поселке Заречный Белореченского района Краснодарского края я выращиваю комнатные и оранжерейные растения для коллекционеров и разные овощи в открытом и защищенном грунте. У меня есть тепличное хозяйство, в котором я выращиваю огурцы, а еще тропическая и субтропическая оранжерея, где живут более 20 сортов бананов, редкие цитрусовые, инжиры и комнатные гибискусы. Гибискусов у меня более 150 сортов – от популярных до довольно редких и дорогих. Также я являюсь специалистом по ландшафтному дизайну – с отличием окончила Кубанский аграрный университет.

- С чего началось ваше увлечение гигантскими тыквами? Как вы о них узнали, как и когда начали заниматься?

- Вообще это давнее семейное увлечение. В течение многих лет мои родные выращивали тыквы. Начинали с длинноплодных сортов, таких как ‘Восковая’, ‘Мускатная’. Однажды свекровь подарила мне семена тыквы сорта ‘Лунга пиена ди Наполи’, с нее начались мои гиганты.

- Какой была ваша первая гигантская тыква?

- Моя первая тыква получилась длиной 70 см, потом была 90 см. А после того, как я посадила ‘Лунга пиена ди Наполи’, я побила рекорд Гиннеса. Последний зарегистрированный результат самой длинной тыквы был 135 см, а у меня выросла тыква 163 см. К сожалению, в текущей ситуации зарегистрировать наш рекорд не представлялось возможным.

Каждый год в Аптекарском огороде в Москве проходит выставка «Краски осени».-3

- Какие тыквы вам удалось вырастить в этом году?

- Каждый год я стараюсь перебить свой предыдущий рекорд. Ведь если есть сама длинная тыква, значит где-то существует и самая большая. Вначале я купила сорт ‘Атлантик’. Но из этих семян, что бы я ни делала, не получались тыквы больше 40 кг. В прошлом году благодаря Авито я узнала, что есть сорт ‘Атлантик Гигант’, купила и посадила семена, но из этого тоже ничего хорошего не вышло. Самая большая тыква при идеальном уходе была около 30 кг. При этом я продолжала свои поиски и неожиданно нашла ответ в местном чате клубничников. Разговор о тыквах там зашел случайно, а в результате один из участников, фермер овощевод гигантовод из станицы Тбилисской, Армен Кулахзян, известный в нашей среде под ником Арбузозавр, прислал мне семена своей тыквы в подарок. Я не питала на ее счет особых надежд, но эта тыква от Армена Кулахзяна стала для меня открытием. В прошлом году она завязалась относительно поздно, 17 июня, и поэтому я не смогла поучаствовать с ней в конкурсе «Агробатл» – по условиям конкурса там могут участвовать тыквы возрастом от 90 дней. Тем не менее, мой личный результат меня впечатлил – 150 кг. Эту тыкву я назвала Надеждой Арменовной. Надежда – потому что мы ждали от нее очень хороших результатов, а Арменовна – в честь дарителя.

Я очень плотно занялась вопросом, как вырастить огромную тыкву, прочитала массу информации, очень много общалась с разными людьми. Одним из самых важных для меня стало знакомство с Тимофеем Савиным. Он вырастил тыкву весом 502 килограмма и со своим рекордом занял второе место по России. От него я получила семена лучшего зарубежного сорта от Рубена Менди, чемпиона Испании. Эти тыквы стали опылителями чемпионов мира.

Я поддерживаю контакты с зарубежными специалистами. С этого года мы уже являемся членами Ассоциации гигантоводов Европы. Этот клуб дает возможность рассказать о наших достижениях людям за пределами России, он дает нам много привилегий, возможность покупать редкие коллекционные семена и очень ценный обмен опытом с единомышленниками.

В этом году мы заняли на «Агробатле» второе место по России среди самых гигантских тыкв. Нам удалось вырастить из семян чемпиона Испании, Рубена Менди, гигантскую тыкву весом 570 кг по имени Маня. Мы уступили победителю, многократному чемпиона России, Андрею Гусеву, всего лишь 25 кг.

Каждый год в Аптекарском огороде в Москве проходит выставка «Краски осени».-4

- Откуда вы берете имена для своих тыкв?

- Вообще история с именами для тыкв – не наше изобретение, но идея нам очень понравилась. Рубен Менди называет свои тыквы именами родственников. Мы решили продолжить эту традицию.

Маней звали прабабушку моего мужа, и сейчас мы живем там, где когда-то жила она. Здесь был старенький домик. Мы приехали из Краснодара, распланировали 1 гектар, выкупили соседнюю территорию, объединили все в один большой участок. Сейчас этого домика уже нет, но на этой территории есть сад, который посадила прабабушка Маня. Ему уже более 100 лет, и мы бережно за ним ухаживаем. Маня на сегодняшний день стала самой большой тыквой юга России из всех, что когда-либо выращивали на территории Кубани.

А вторую огромную тыкву этого года вырастила моя дочь, Лина Агафонова. Ее мы назвали Таней, в честь моей любимой родной бабушки, к сожалению, уже покойной. С этой тыквой весом 522 кг мы заняли первое место по России в категории тыкв, выращенных детьми.

Еще была у нас тыква Инвалидка Олеся. С ней отдельная интересная история. Семена мне достались от Армена Кулахзяна, а он их получил из Германии, от чемпиона мира Энди Вульфа. Надежды на эту тыкву были очень большими. Но случилась беда – у нее сломалась центральная плеть. А у тыкв гигантов через центральную плеть за день прокачивается до 180 литров воды! Понятно, что после такого происшествия мы уже не ждали от нее урожая, но нам повезло – она успела укорениться боковыми побегами. А мы между собой начали звать нашу тыквы инвалидкой. Я часто писала об этом растении в чатах, и как-то в шутку сказала одной знакомой по переписке - если тыква все-таки получится, назову ее в честь той, кто больше всех над ней смеялась. Тыква уродилась огромной – чемпионские гены сделали свое дело. Она весила 450 кг, ее растил на моей территории Армен Кулахзян. Эту тыкву успели показать на конкурсе «Агробатл». Там она заслужила 3е место в номинации «Самая большая тыква России».

Каждый год в Аптекарском огороде в Москве проходит выставка «Краски осени».-5

У нас выращивают тыквы абсолютно все: я, мои родственники и друзья. Сейчас мы растим тыквы двумя семьями – процесс это непростой и трудоемкий, поэтому хорошо, когда есть много помощников.

Каждый год в Аптекарском огороде в Москве проходит выставка «Краски осени».-6

Мой папа вырастил тыкву Батин Патиссон весом 220 кг, она вместе с тыквой Инвалидкой Олесей ездила в этом году в Москву на выставку в Аптекарский огород. Также мы привезли туда нашу самую длинную тыкву сорта ‘Лунга пиена ли Наполи’ длиной 163 см. Еще мы показали тыквы сорта ‘Блю Хаббард’, ‘Кенди Роастер’ и гигантские арбузы.

В этом году у нас на участке была еще одна тыква - Армянка Армена, но она не прошла тест дождями, и мы ее удалили.

- Каждую осень москвичи приходят полюбоваться этими удивительными тыквами в Аптекарский огород. Выглядят эти овощи совершенно фантастически. А какие они на вкус?

- Наши гигантские тыквы, которые мы пробовали в прошлом году, на вкус оказались довольно нейтральными, без выраженной сладости, горечи или солености. Они хорошо сочетаются с мясом. Но здесь еще нужно учитывать, что существует много сортов и подвидов Атлантик Гиганта, которые по вкусу отличаются, здесь нельзя сказать, что именно у гигантских тыкв есть какой-то общий вкус, они все разные. Они и по цвету разные – есть зеленые, ярко-оранжевые, белые. В ярко-рыжих больше сладости. Еще все зависит от того, сколько тыква росла, сколько было солнца. Здесь все так же, как с арбузами – в южных регионах они более сладкие.

Каждый год в Аптекарском огороде в Москве проходит выставка «Краски осени».-7

- И, кстати, как вы используете ваши тыквы?

- На этом фото тыквы, которые мы едим дома. От гигантских тыкв у нас обычно остается совсем небольшой кусочек. Их мы в основном раздаем. Угощаем односельчан, дарим на мероприятиях. Чаще всего это какие-то большие события, сельскохозяйственные ярмарки, выставки. Поделиться с людьми этой радостью намного приятнее, чем съесть огромную тыкву дома, в кругу семьи и знакомых. Для нас это всегда большой праздник, мы к нему основательно готовимся. Тыквы лежат в специальном вентилируемом хранилище, которое мы оборудовали в гараже, чтобы до запланированного события они оставались свежими и вкусными. Кстати, 20 сентября у нас в Белореченском районе будут отмечать День работника сельского хозяйства, и там будут наши тыквы.

Каждый год в Аптекарском огороде в Москве проходит выставка «Краски осени».-8

В прошлом году мы из тыкв сварили сок. В этом году мы уже успели разрубить Батин Патиссон и Олесю, остальные две тыквы пока ждут своего часа. Для себя мы оставляем ‘Кенди Роаст’ и ‘Лунга пиена ди Наполи’, в них достаточно сладости, они нам очень нравятся.

- Насколько сложно вырастить такую тыкву? Сможет ли обычный любитель растений повторить ваш результат?

- Тыкву до 200 кг, думаю, по силам вырастить любому. Но если речь идет именно о тыквенном спорте — это очень сложно. Здесь нужно обладать большими знаниями. Я отношу себя к профессионалам в этой области и могу сказать, что в сезон я планирую свой день в зависимости от графика ухода за тыквой. Это колоссальный труд. Полив, правильная обрезка, досветка, нужно следить за температурой – открывать и закрывать парник, а некоторых случаях приходится задействовать обогрев. 3 раза в день по 2 часа я ухаживаю за тыквами. И чем больше куст, тем больше с ним забот. Плети могут давать суточный прирост до метра, а тыква увеличиваться на 27-28 кг в день. Это растение, за которым нужно успевать. И чтобы вырастить эти три растения, не покладая рук трудились мы с мужем, помогал Армен и дети. Один человек – одна тыква. Особенно, если условия проблемные. Например, на Кубани была и жара +51, и дожди, и особенности почвы каждый раз дают новые испытания. Климат играет огромную роль. На Урале такого гиганта вырастить совсем нереально. В Московской области тыквоводы страдают, москвичи придумывают специальные парники, досветку, подогревают землю теплыми шнурами, не хватает теплых дней. Это колоссальный труд.

Каждый год в Аптекарском огороде в Москве проходит выставка «Краски осени».-9

- Какие еще необычные овощи вы выращиваете у себя в хозяйстве?

- Мы экспериментируем не только с гигантскими тыквами. У нас есть гигантские помидоры весом по 1,5 кг. Подсолнухи 3.5 м высотой, полуметровые огурцы, гигантские баклажаны. Мы возили в Москву гигантские метровые кабачки цуккини весом под 30 кг.

Каждый год в Аптекарском огороде в Москве проходит выставка «Краски осени».-10

- Елена Сергеевна, спасибо за вашу невероятную историю. Мы желаем вам новых побед и рекордов, и чтобы ваш труд всегда был в радость!