Найти тему

18 ОКТЯБРЯ. СВЯТАЯ ХАРТИНА – ТКЕТ ХОЛСТИНЫ

«Горит лучина, ткет Хартина, за кроснами сидит, дом одевает».

«Баба точет, а Бог ей рубашку дает».

Покровительницей долгих засидок, обретения женского счастья считали наши предки святую Хартину, княжну Литовскую. Имя Харитина - означает «милующая, творящая милосердие». Согласно летописи, будучи невестой князя Федора Ярославича, Хартине не суждено было пойти под венец. Её суженый внезапно умер. «Заместо веселия был плач велик». Но юная Хартина осталась на земле русской. Она «возлюбила Русь, как новое Отечество», посвятила всю свою жизнь служению Господу и в монастыре Петра и Павла приняла постриг.

Наши предки судьбу святой Хартины соотносили с судьбой, которая неминуема девушкам. Принять новую семью и, как бы не обернулась судьба, счастьем или невзгодами, нести свой крест, всю свою жизнь, не сетуя, не предаваясь отчаянию, давая пример добродетели, смирения, чистосердечия и свекрови, и свекру, и всем домочадцам мужней стороны.

В русском фольклоре немало примеров, говорящих, что порой ждет порой «молоду» в мужней семье:

«Отдают молоду

Во горенку, во нову, во семеюшку малу:

Только свекр, да свекровь, да четыре деверька,

Две золовушки и две тетушки…»

В стороне по стенам избы, стояли прялки. Слава Богу, напрядено, иные пасмы уже крашены. Красным, синим, желтым отливают нити. На Хартину в избах расставлялись ткацкие станы. С Хартины – пора ткать. Ткать, токать - работать на ткацком стану, пропускать уток с нитью по основе. Ткали на ткацких станах – кроснах.

Порой по два стана уставлялись в избе. Большуха распределяла пасмы, кудель, которые пойдут на праздничные одежды, на рубахи, на сарафаны, порты, телогреи.

Хрящем слыл грубый холст, портном – холст помягче, как говорили, «прилегающий к телу». Из мужских стеблей конопли холст шел на прочные будничные одежды. Из очесов льняной или пеньковой кудели ткали на сарафаны – сермяжники, порты, телогреи. На узорные ткани – отбиралась самая легкая кудель изо льна.

Вся работа сводилась к думе - о приданом. Самым дорогим, святым – было приданое, которое передавалось из поколения в поколение. Так что, выбирая девушку, свахи, родители, сами парни смотрели, прежде всего, на родовое приданое, доставшееся девушке от матери, от бабушки. Оно, как бы рассказывало, о ее семье, о роде, о его устоях и традициях. Надо сказать, что и холст холсту тоже в рознь был. В нарядах ценились красота, гармония, неповторимость узора, подбора украшений, нитей. Рожденной в этот день как бы передавались добродетели Хартины, отмеченные в Житии святой: «отзывчивость к чужому горю, сострадание и помощь страждущим, принятие на себя чужой беды и трудности, как своих собственных».

Сама работа не давала девушка раскисать, сетовать, на бесконечное снование утка, на лучину, свет который едва брезжил ввечеру.

Засидки, посиделки – это еще и нечто новое, содержательное. Ведь на засидках песни певались - долгие, игры зачинались - тихие, пригляды – нечаянные, нежные, загадочные. На ткацком стане – висели бусинки, крохотные подушечки-думочки, вышитые узрно мешочки, в которых обязательно был положен или платочек, или выплетнная из красных нитей косичка, которую повязывали на запястье для оберега и красоты.