Электросамокат — удобный городской транспорт, который годится как для прогулок, так и для ежедневных поездок на работу или учебу. Но, как и любой транспорт, он требует ответственного отношения. Например, только в Москве за последние три года количество аварий с участием электротранспорта увеличилось в семь раз, а количество пострадавших в прошлом году приблизилось к 1000 человек. Чтобы не пополнять эту печальную статистику, стоит помнить о простых правилах передвижения на самокате. Разбираем в статье самые частые из них.
Что говорят про езду на самокатах Правила дорожного движения?
В 2023 году в ПДД появился новый термин — «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). К таким средствам относят электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, моноколеса и похожий транспорт.
Вот как правила регулируют передвижение на них:
• Скорость СИМ должна быть не более 25 км/ч.
• Транспортное средство должно иметь тормоза, фары и задние фонари красного цвета.
• На СИМ можно передвигаться по пешеходным и велосипедным дорожкам и тротуарам.
• Если такой инфраструктуры на маршруте нет, то можно ехать по обочине или по правой стороне проезжей части, но только по тем дорогам, где скорость ограничена 60 км/ч.
• Если человек на электросамокате мешает движению пешеходов, он должен двигаться с их скоростью или остановить самокат и пойти пешком рядом с ним.
Водитель электросамоката, фактически, приравнивается к пешеходу — например, для поездки ему не нужны водительские права и другие документы. Самостоятельно на электросамокате можно передвигаться с 7 лет, но только по пешеходным и велодорожкам, а чтобы выезжать на дороги общего пользования, водителю должно исполниться 14. Дети младше 7 лет тоже могут ездить на электросамокате, но только в сопровождении взрослых. При этом стоит помнить, что вдвоем ездить на самокате нельзя, то есть взрослый должен быть рядом и наблюдать за ребенком.
Новая редакция ПДД также содержит ряд ограничений для водителей электросамокатов. Например, им запрещено:
❌перевозить груз, который мешает управлять или выступает за габариты самоката больше чем на полметра;
❌перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией самоката;
❌поворачивать налево или разворачиваться, если на дороге больше одной полосы в одну сторону;
❌пересекать дорогу по пешеходному переходу не спешиваясь.
За нарушение любого из этих пунктов водителя электросамоката можно оштрафовать на 500 рублей по ст. 12.29 КоАП РФ.
А на будущее - расслабляться не придётся ввиду столь низкой суммы штрафа за нарушение.
Мослента опубликовала перечень штрафов, которые госструктура планирует ввести за неправомерную езду на электроскутерах.
Если же водитель самоката причинил вред имуществу или здоровью другого человека (например, врезался в автомобиль или сбил пешехода), то такое нарушение будет квалифицироваться по статьям административного, гражданского и даже уголовного кодекса — в зависимости от тяжести ущерба.
А какие еще есть правила езды на самокатах?
Остальные правила езды на электросамокате продиктованы не законами, а практикой, здравым смыслом и нормами этики. Вот несколько наиболее важных:
• Если вы владеете электросамокатом или регулярно берете его напрокат, обязательно купите шлем и всегда надевайте его в поездках. Он убережет от тяжелых травм при возможном падении.
• Выезжайте на проезжую часть лишь при необходимости — если нельзя проехать по тротуару или велодорожке. Большинство ДТП с тяжелыми последствиями, как правило, случается именно с участием автомобилей.
• Никогда не совершайте поездки в состоянии алкогольного опьянения. Наказания за факт нетрезвой езды не предусмотрено, но вероятность столкновений, падений и травм в таком состоянии возрастает в разы. Если при этом будет нанесен ущерб имуществу или здоровью других людей, то водителя самоката могут привлечь в ответственности вплоть до уголовной.
• Если вы хотите использовать звуковой сигнал, чтобы предупредить о своем приближении пешеходов, делайте это заранее, чтобы у человека осталось время и место для оценки ситуации. Если посигналить рядом с человеком, то он может испугаться и отскочить прямо под колеса.
• Не катайтесь вдвоем и не возите на самокате детей — большинство современных моделей электросамокатов рассчитаны на одного человека. Дополнительный взрослый может помешать управлению, а ребенок — удариться об руль при торомжении или на дорожных неровностях.
• Не превышайте разрешенную скорость, даже если технические характеристики самоката позволяют это сделать. Чем быстрее вы едете — тем сложнее маневрировать и тормозить, меньше времени на принятие решения.
• Не катайтесь в наушниках или включайте режим прозрачности, чтобы слышать то, что происходит вокруг (например, шум приближающегося автомобиля).
• Избегайте резкого торможения — есть риск перелететь через руль или удариться об него, что может привести к травмам органов брюшной полости. Если вы берете электросамокат на прокат, обязательно протестируйте тормоза на небольшой скорости, чтобы убедиться, что они исправны и привыкнуть к тормозному пути.
Как производители самокатов поддерживают безопасность на дорогах?
Производители электросамокатов, как правило, хорошо осведомлены о нормах ПДД и правилах безопасности. Поэтому они отчасти учитывают и то и другое в конструкции своих устройств. Например, на электросамокатах Acer нарушить скоростной режим просто не получится — максимальная скорость на них ограничена разрешенными 25 км/ч. При желании пользователь может еще сильнее уменьшить «максималку» до 10 или даже 6 км/ч — это пригодится, если на самокате катается ребенок.
Помимо этого, конструкция самокатов Acer помогает повысить пассивную безопасность. Например, широкая площадка для ног обеспечивает водителю комфортную стойку, а пневматические колеса помогают более плавно проходить дорожные неровности — меньше вероятность упасть, если колесо попадет на кочку или в трещину асфальта.
И, конечно, самокаты Acer полностью подходят для передвижения по дорогам в рамках правил: у них есть надежные тормоза, яркие фары и задние фонари красного цвета. На дороге такой самокат точно будет хорошо заметен.
Вместо заключения
Электросамокат — удобный и комфортный транспорт, который помогает посмотреть на городскую мобильность с нового, интересного ракурса. Если соблюдать несложные правила и избегать экстремальных маневров, то поездки на двух колесах будут приносить только удовольствие.