В 2021 году ВЦИОМ провели опрос и выяснили, что каждый пятый россиянин сталкивался с буллингом и травлей. 38% из них получили этот опыт в школе. ⠀
Первыми, как правило, замечают проблему матери. Что может насторожить?
· Негативное отношение к школе. Ребёнок ищет любые причины, чтобы не идти на занятия: плохое самочувствие, занятость «более важными» делами. Прогуливает уроки, часто болеет (проявление психосоматического расстройства).
· Плохое настроение. После занятий ребенок всегда подавлен, разозлен. Часто плачет без видимых причин, требует оставить его в одиночестве. Настроение не связано с самочувствием или проблемами обучения, но о причинах плохого эмоционального состояния ученик не говорит.
· Умалчивание о проблеме. Жертвы ничего не рассказывают об одноклассниках, о школьной жизни. На вопросы отвечают односложно, неинформативно. При попытках допроса раздражаются, становятся замкнутыми.
· Ухудшение здоровья. Нарушается сон, аппетит. Часто возникают боли неясного происхождения (головные, мышечные, в животе, груди). У подростков возможны периоды слабости, усталости, пониженного артериального давления.
· Внешние признаки травли. На лице, теле обнаруживаются ссадины, синяки, царапины. Ребенок приходит домой с порванной одеждой, грязным рюкзаком, сломанными школьными принадлежностями.
Дети могут долго молчать, ни о чем не рассказывать, а желания идти в школу всё меньше. Может быть по-другому: ребенок злится, кричит, что всех ненавидит. ⠀Хочется как-то поддержать, сказать, что это неважно: «нашёл из-за чего переживать», «не бери в голову», «пустяки». Так родители прекращают истерику, но не решают проблему. Ребёнок переживает, его продолжают травить.
Родителей может накрыть чувство вины и злости: «я не так воспитала», «наверное, из-за меня», «почему к моему ребенку так?».
Как помочь, чтобы не сделать еще хуже?
Важная роль в выявлении травли принадлежит педагогам. Именно они способны обнаружить проблему методом наблюдения за ежедневным поведением учащихся на уроках, переменах. Школьные психологи исследуют индивидуально-личностные особенности участников буллинга.
Родителям целесообразно обратиться к педагогам.
Друзья, что думаете?