Найти тему
Умное искусство

Сплав наивного искусства, иконописи и супрематизма

Оглавление

Андрей Колкутин – современный живописец с неординарным звучанием. Пластический язык, который художник искусно внедрил в свое творчество, восходит к традициям русского авангарда, к течению супрематизм, но это лишь часть творческой формулы автора.

Художник Андрей Колкутин

Андрей Колкутин создал невероятный сплав наивного искусства, иконописи и супрематического символизма. Наивность, доброта, простота звучания работ Колкутина – это та интонация, которую задают символические композиции на его полотнах. Художник показывает сложность и философскую глубину, используя звучание и формы, и палитры. Цвет играет особое значение в работах художника, он всегда очень избирателен и емко звучит в пределах одного знака, создавая особое настроение.

Среди работ, представленных в нашей галерее, можно выделить 2 категории работ:

  • работы, близкие к наивному, народному фольклору;
  • работы, близкие к супрематизму и иконописи, которые выстроены с невероятной точностью и продуманностью.

Расскажем про каждую из них.

"Избранный"

-2

Картина "Избранный", художник Колкутин Андрей

В этой работе художник переосмысливает иконографическую композицию. И по цветовой гамме картина также ссылается на иконопись. Фигура стилизована и доведена до абсолюта. Композиция центрична. Символика фигуры усилена геометрией тонких треугольников и сфер, расположенных друг в друге.

Наше внимание приковывает условная одежда фигуры, выделенная строгими графичными элементами. Аскетичность образа и ощущение чего-то абсолютного и верного. Очень четкий отбор элементов, которые создают стройную гармонию в работе художника.

"Избранные"

-3

Картина "Избранные", художник Колкутин Андрей

При взгляде на картину невольно вспоминаешь работы Казимира Малевича «Спортсмены» 1931г., на которой фигуры стилизованы, поделены на цветовые сектора и выстроены в ритм. Здесь работает тот же принцип, но речь идет, скорее, о том, что художник переосмысливает композицию, выстраивает свой ритм фигур и создает за счет этого свою собственную символичную картину-загадку.

Общее фоновое поле работы представляет собой сложную текстуру, но фигурки-символы имеют четкие очертания и яркий цветовой код. Оттенки охры, сложной умбры, яркая киноварь и белый создают ощущение сакральности и праздничности в работе художника.

"Пётр и Павел"

-4

Картина "Пётр и Павел", художник Колкутин Андрей

В живописном полотне художник обращается к иконе апостолов Петра и Павла, на которой апостолы размещены в полный рост, а фигура Иисуса Христа помещена между ними.

На картине художник стилизует фигуры апостолов, размещая их в круглых окошках, а композицию выстраивает сообразно оригинальной иконе, заменяя фигуры на вертикали геометрических элементов. В этой работе нет ничего лишнего.

Художник Андрей Колкутин избирательно подходит к выбору цветовой гаммы. Аскетично использует цвет в вертикалях, заменяющих условную фигуру, а акценты расставляет сообразно важным деталям в композиции картины.

"Дары волхвов"

-5

Картина "Дары волхвов", художник Колкутин Андрей

Работа «Дары волхвов» представляет собой композицию из трех фигур, звучащих четко и аскетично. Одежда волхвов стилизована в технике супрематизма. Акцент сделан на центральной фигуре, выделенной красной киноварью, которая звучит энергично в вертикали силуэта одного из волхвов.

Интересным представляется и то, что лица самих волхвов прописаны, скорее, в наивном ключе. Благодаря графике основных черт лиц и бороде, подчеркивающей мудрость персонажей, мы словно обнаруживаем сразу 2 компонента, одновременно звучащих в работе художника.

С одной стороны – это цвет и форма, которая создает настроение аскетичного ритма и ясности, а с другой – живые лица волхвов. Можно сказать, что такое сочетание-коллаж является визитной карточкой художника Андрея Колкутина

"Птицы и ангелы"

-6

Картина "Птицы и ангелы", художник Колкутин Андрей

Чтобы найти ключи к пониманию работы «Птицы и ангелы», я предлагаю немного отойти от созерцания работы художника через призму супрематистов и вспомнить про других не менее интересных авторов, влияние которых абсолютно точно присутствует в данной работе.

Птица была также излюбленным символическим мотивом выдающегося испанского художника сюрреалиста Жоана Миро. Можно сказать, что отношение к форме у художников сходное. Форма используется как нечто абстрактное и скорее наполнена символическим значением. Какое символическое значение имеет птица на картинах художников? Если задуматься, то птица воплощает собой духовную составляющую, душу. В этой работе Птицы и Ангелы представлены как разные существа, поэтому мы можем порассуждать на эту тему. Пластически работа тяготеет к детскому рисунку, к тем же работам сюрреалиста Миро.

"Благовещение"

-7

Картина "Благовещение", художник Колкутин Андрей

Название работы «Благовещение» говорит само за себя. Отметим, что в течение многовековой истории искусства художники обращались и обращаются к этому религиозному сюжету, начиная с римских мозаик в Санта-Мария-Маджоре V века.

В Евангелии от Луки описана сцена Благовещения, в которой архангел Гавриил является Марии и оповещает ее о том, что вскоре она родит Сына Божьего от Святого Духа. На картине Колкутина архангел Гавриил изображен с белым цветком, а изображения персонажей по стилистике тяготеют к фреске. Фигуры персонажей стилизованы, упрощены. Архангел Гавриил парит на серебристо-сером фоне, который, если внимательно присмотреться, имеет сходство с фактурой старинной фрески.

Работы Андрея Борисовича Колкутина приобретены в коллекции:

  • Государственной Третьяковской галереи;
  • Русского музея;
  • Краснодарского краевого художественного музея;
  • Волгоградской художественной галереи;
  • Тульского художественного музея;
  • Кабардино-Балкарского музея изобразительных искусств;
  • Государственном музее искусств народов Востока;
  • Музея религиозных искусств Дании;
  • Музея Каструпгарде, г.Копенгаген, Дания.

Одна из его работ может стать вашей. Картины доступны для приобретения в нашей галерее.

Посмотреть на сайте