Найти в Дзене
О Москве нескучно

Оказывается, раньше по ВДНХ можно было ездить на троллейбусах: таких в городе больше нигде не было

Когда и зачем на территории выставки решили запустить движение троллейбусов? Почему выбрали именно этот вид транспорта? Какие особенности были у моделей, которые делали специально для работы на ВДНХ? Правда ли, что потом эти троллейбусы начали ездить и по рядовым маршрутам столицы? В чём состояло их отличие от тех, что трудились на выставке? А также - почему троллейбусы в итоге исчезли с ВДНХ? Когда это произошло? И как по этой огромной территории можно передвигаться сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня. "В" значит выставочный В 1954 году открылась обновлённая сельскохозяйственная выставка (будущая ВДНХ). У инженеров и архитекторов получилось создать немало красивых павильонов, фонтанов и других построек. Однако всё это располагалось на огромной территории площадью более 200 гектаров. Передвигаться на такие расстояния пешком непросто. Поэтому решили, что для посетителей нужно запустить какой-нибудь транспорт. На нём люди смогли бы с комфортом путешествовать по выставке. Среди в
Оглавление

Когда и зачем на территории выставки решили запустить движение троллейбусов? Почему выбрали именно этот вид транспорта? Какие особенности были у моделей, которые делали специально для работы на ВДНХ? Правда ли, что потом эти троллейбусы начали ездить и по рядовым маршрутам столицы? В чём состояло их отличие от тех, что трудились на выставке? А также - почему троллейбусы в итоге исчезли с ВДНХ? Когда это произошло? И как по этой огромной территории можно передвигаться сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.

"В" значит выставочный

В 1954 году открылась обновлённая сельскохозяйственная выставка (будущая ВДНХ). У инженеров и архитекторов получилось создать немало красивых павильонов, фонтанов и других построек. Однако всё это располагалось на огромной территории площадью более 200 гектаров. Передвигаться на такие расстояния пешком непросто. Поэтому решили, что для посетителей нужно запустить какой-нибудь транспорт. На нём люди смогли бы с комфортом путешествовать по выставке. Среди всех возможных вариантов предпочтение отдали троллейбусу.

Карта ВСХВ 1956 года (так называлась ВДНХ до 1959). Территория, мягко говоря, большая. Отсюда: https://printer-ok.livejournal.com
Карта ВСХВ 1956 года (так называлась ВДНХ до 1959). Территория, мягко говоря, большая. Отсюда: https://printer-ok.livejournal.com

В те времена троллейбус являлся весьма популярным. Считалось, что именно за ним будущее московского общественного транспорта. Линию решили сделать вокруг территории ВДНХ - по Кольцевой дороге. Начиналась и заканчивалась она по обеим сторонам от нового Главного входа и давала возможность добраться в любой конец выставки. Общая протяжённость маршрута составила 9,5 км. Однако для него не годились обыкновенные троллейбусы, которые тогда ездили по столичным улицам. Требовалась модель, которая позволила бы людям во время путешествия наслаждаться архитектурными красотами вокруг.

Нужны были троллейбусы с увеличенными окнами. В начале на маршрут вышли специально переделанные для выставки модели МТБ-82Д. Они получили обозначение МТБ-ВСХВ (расшифровывалось, как "Московский троллейбус" и название выставки на тот момент). По сравнению с оригиналом здесь увеличили размер окон, добавили зелёные огоньки по бортам, а также литые украшения. Делали такие машины на заводе имени Урицкого в Саратовской области. Всего выпустили 8 штук. Маршрут на ВДНХ получил обозначение "В", то есть "выставочный".

Панорамный транспорт

К сожалению, вскоре стало понятно, что модель МТБ-ВСХВ не подходит. Она была морально устаревшей и не отражала в полной мере замысел с панорамными окнами. На этот раз создание нового троллейбуса поручили Сокольническому вагоноремонтному заводу (СВАРЗ). Руководил процессом главный конструктор В.В. Строганов. Московские специалисты смогли придумать новую оригинальную модель. В первую очередь, выделялся любопытный для столичного транспорта зелёный цвет кузова.

Троллейбус модели ТБЭС на Кольцевой дороге. Вид в сторону павильона №1 от Главного входа, 1959. Автор фото: Ray de Groote. С сайта www.pastvu.com. Обратите внимание на окна. О них речь пойдёт далее.
Троллейбус модели ТБЭС на Кольцевой дороге. Вид в сторону павильона №1 от Главного входа, 1959. Автор фото: Ray de Groote. С сайта www.pastvu.com. Обратите внимание на окна. О них речь пойдёт далее.

Но изюминкой этого троллейбуса стали окна. Они достигали невероятных размеров. По сути, здесь впервые использовали не привычное стекло, а пластик. Поэтому в хорошую погоду можно было "поднять" окно наверх, как шторку. Благодаря пластичности материала, она просто загибалась под остекление на крыше. Пассажиры могли в полной мере наслаждаться панорамным видом. В качестве украшения спереди троллейбуса разместили литую эмблему ВСХВ. Новая модель получила обозначение СВАРЗ-ТБЭС (троллейбус экскурсионный сокольнический).

В салоне расположили 32 мягких сиденья. В проходе между ними постелили ковровую дорожку. В советских газетах писали про новые троллейбусы так: "в них много воздуха, света и больше удобства". Модель ТБЭС запустили в серийное производство в 1956 году. Тогда же с Кольцевой дороги начали убирать старые МТБ-ВСХВ. Обычно по маршруту курсировало 8 троллейбусов. Когда наступали выходные или праздничные дни, число машин увеличивали до 12. Модель ТБЭС так хорошо себя зарекомендовала во время работы на выставке, что её решили запустить в серийное производство и для других городских линий. Но это были уже несколько иные троллейбусы. В частности, окна там сделали из обычного стекла. Пассажиры не могли их больше поднимать, как шторки.

На смену им пришли другие

Несмотря на прекрасные троллейбусы, у маршрута по выставке был весомый недостаток. Он проходил только по окраинам ВДНХ. Многие популярные объекты находились в центральной части. До них всё равно требовалось идти пешком. Поэтому возникла идея создать для этих целей новый транспорт. Так в 1957 году начали появляться автопоезда от Рижской автобусной фабрики (РАФ). Обычно состав насчитывал три вагона. Они перевозили посетителей не с самой высокой скоростью. Но зато на них можно было доехать до всех главных достопримечательностей ВДНХ.

Со временем автопоезда стали пользоваться большей популярностью, чем троллейбусы. А значит нужда в "рогатых" становилась всё меньше. Когда маршрут "В" закрылся окончательно, сказать трудно. Везде указывают разные даты. В одних источниках это 1962 год. В других пишут, что всё случилось на 8 лет позже. В любом случае, в 1970-х троллейбусов на ВДНХ уже не было. Судьба самой модели ТБЭС сложилась более удачно. Её разные модификации поставляли во многие города СССР. На московских улицах эти троллейбусы ездили вплоть до 1975 года.

К сожалению, после распада СССР на ВДНХ не стало внутренного транспорта. Но сейчас там есть экскурсионные паровозики для тех, кто приходит с детьми. Также по восточной стороне Кольцевой дороги ходит автобус №533. А на всей протяжённости работает маршрутка "К". Ходит она раз в 20 минут, если верить расписанию.

Музейный экземпляр троллейбуса ТБЭС-ВСХВ, 2017. Фото отсюда: https://www.mos.ru
Музейный экземпляр троллейбуса ТБЭС-ВСХВ, 2017. Фото отсюда: https://www.mos.ru

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!