Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. И первое, самое важное, что работу любого художника можно разобрать на определенный цветовой колорит, где будет:
1. основное цветовое сочетание
2. дополнительные цвета
Итак. Первый хорошо знакомый нам "цветовой круг" - радуга. Все мы видели ее на небе и она нам показывает порядок цветов в знакомой нам с детства поговорке: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан, где каждое слово начинается с буквы обозначающей цвет (каждый — красный, охотник — оранжевый, желает — желтый, знать — зелёный, где — голубой, сидит — синий, фазан — фиолетовый). Большинству из нас это знание ничего не дает, кроме последовательности цветов в радуге.
Но все же радугу можно назвать первым цветовым кругом, если соединить крайние цвета, чтобы образовалась трубочка. Если ее разрезать (условно) поперек как раз и получится цветовой круг.
О наиболее раннем опыте изучения цвета мы можем узнать из уроков физики. Ньютон проводил опыт разложения белого цвета на спектр. В комнату, через крошечное отверстие в ставне проникал луч света в затемненную комнату, попадал на трехгранную призму, которую ставил на пути луча Ньютон. Получалась цветная полоса, которую Ньютон назвал "спектром".
Это и есть наша радуга.
Но, цветом занимался не только Ньютон. Ниже вы можете увидеть цветовой круг Гёте, который, к слову даже книгу написал "К теории цвета". Правда, его больше интересовало зрительное восприятие цвета и его особенности.
Как вы могли заметить, цвета, их последовательность и сочетание интересовали многих. От ученых до художников, и даже поэтов. Ведь глаз каждого из нас особенный. Да, мы все видим красный, зеленый и другие цвета. Но вот зрительное восприятие у нас разное. Ну вот представьте себе пейзаж - сетчатка глаза - обработка изображения в мозгу - эмоция.
Многие из вас, кто интересовался, наверняка знают о воздействии разных цветов на разные эмоции. Общеизвестно, что желтый и оранжевый особенно создают радостное настроение. Фиолетовый, темно-синий - погружают нас внутрь в наши переживания и даже могут стать усилителем депрессии.
У художника, наверно как и у поэта, - ведь не зря Гете интересовался именно зрительным восприятием цвета - путь немного длинней. К цепочке: пейзаж - ... эмоция, добавляется еще один пункт - рука. Рука, которой художник пишет картину, где важнейшей составляющей является трансформация эмоции обратно в цвет. И вот здесь уже важен колорит, сочетание цвета для ПЕРЕДАЧИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ХУДОЖНИКА.
То есть художник ТРАНСФОРМИРУЕТ увиденное, пропуская через свои эмоциональные фильтры и уже ОСОЗНАННО выбирает те цвета, которые им соответствуют.
ЦВЕТОВОЙ КРУГ ИТТЕНА
В нем есть три первичных цвета: желтый, красный, синий.
Вторичные цвета, образуемые из смешения двух первичных цветов: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
И дополнительные, градация которых похожа на плавный переход от одного вторичного цвета к другому, где количество одного цвета уменьшается, увеличивается количество другого и наоборот.
Сам Иттен стал известен благодаря созданию учебника для известнейшей школы дизайна Баухаус. Он много работал с цветом и сочетаниями цветов, формами и их сочетаниями, материалами и их фактурами.
Но нас интересует цвет. Посмотрите сейчас на цветовой круг. Фиолетовые, бордовые, зеленые цвета кажутся более тяжеловесными. А желтые оттенки - более невесомыми.
КАНДИНСКИЙ
О цвете в том числе писал и Кандинский в своей книге "Точка и линия на плоскости". Он подробно разбирал как цвет ведет себя на картинной плоскости. От понимания зависит реакция зрителя: пробежит ли он быстро мимо произведения или останется перед ним надолго, наслаждаясь сам не понимая чем. Но мы-то знаем: красотой сочетания цветов, их разговором. Нежным, резким, злым, добрым, изысканным или простым.
Влияние каждого цвета в картине зависит не только от его насыщенности, но и от размера, от расположенных рядом цветов и их взаимодействия. На этом построен дизайн.
АРХИП КУИНДЖИ
Посмотрите на картину Архипа Куинджи "После дождя" и схему цветового круга. Вы теперь с легкостью скажете, что в этом произведении художник использовал цвета идущие друг за другом в цветовом круге.
ДЖОРДЖО МОРАНДИ
А в натюрморте Джорджо Моранди мы можем увидеть использование противоположных цветов из цветового круга: золотистый-синий с дополнительным коричневатым. Сочетание цветов тонкое, изысканное, основанное на основных, то есть первичных, цветах круга.
А хотите задание?
Помню, как мой преподаватель живописи дал нам задание сделать собственный цветовой круг Иттена. Оказалось, что очень сложно найти баланс даже первичных цветов. Это раз. Второе, у каждого получился свой цветовой круг. Свою роль сыграли и краски и индивидуальное восприятие.
Попробуйте сделать. Пришлите в комментарии, мне будет интересно увидеть ваши работы!
#цветовойкруг #иттен #колорит #сочетаниецветов #основыживописи