Проблема борьбы с детской беспризорностью и преступностью в России возникла сразу после отмены крепостного права.
Нищета значительной части населения была главной причиной детской беспризорности. Число сирот и брошенных детей с конца XIX– начала XX века стало увеличиваться год от года. Кроме этого десятки тысяч детей осиротели, были потеряны или брошены во время русско-японской войны, революции 1905–1907 гг., переселенческой деятельности П.А. Столыпина, в период первой мировой войны.
В 90% случаев совершаемые детьми преступления были преступлениями против собственности, т. е. дети совершали их, побуждаемые инстинктом выживания.
Крупнейшим пиком беспризорности за всю историю СССР были 1920-е годы. В 1922 году в Советской России было 7 млн беспризорных детей. Решением этой острой проблемы были заняты лично Ленин, Луначарский и Дзержинский.
Но ещё до революции перед обществом остро стал вопрос попечения о детях. По всей стране стали создаваться общества, пытающиеся с помощью частных пожертвований создать систему воспитания, в которой основой был труд. Необходимо было дать сиротам и детям из обнищавших слоев населения не только кров и пропитание, но и обучение, в первую очередь, обучение трудовым навыкам. Это в дальнейшем должно было помочь детям самим зарабатывать на жизнь и отвратить их от скатывания в преступную среду.
С этой целью организовывались приюты, дома трудолюбия, а также детские трудовые колонии.
Но тогда уже отдельные российские педагоги-энтузиасты осуществляли идеи гармоничного развития при помощи труда. Их усилия были направлены, главным образом, на детей рабочих окраин, которые и пополняли группу неблагополучных детей.
Одним из таких энтузиастов был Станислав Теофилович Шацкий, который считал, что всестороннее развитие невозможно без трудового воспитания, без умения трудиться, что труд имеет наибольшую воспитательную ценность тогда, когда школьники осознают его необходимость и рассматривают свой труд как частицу общего труда.
Свою педагогическую деятельность С. Т. Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано, поэтому в 1905 году среди детей и подростков рабочих окраин Москвы он вместе c архитектором Александром Устиновичем 3еленко и другими педагогами создаёт первые в России детские клубы.
Первыми посетителями клуба были юные рабочие одной из московских типографий. Вначале клуб, созданный Шацким и Зеленко, посещали 15 подростков. Потом число желающих заниматься в клубе выросло, поэтому и количество клубов увеличилось до 5. Для клубов-кружков по проекту Зеленко было выстроено особое здание, где были оборудованы мастерские - столярная, слесарная, переплетная, сапожная, пошивочная. Была в этом здании и обсерватория. Имелся зрительный зал, где ставились спектакли и устраивались концерты. Мне приходилось не раз видеть это здание, похожее на средневековый замок, еще в 80-е годы минувшего века здесь располагался Дворец пионеров одного из районов Москвы. Нынешнюю судьбу здания не знаю.
Кроме занятий в помещении участники клубов посещали театры, музеи, совершали загородные прогулки.
За основу своей деятельности С.Т. Шацкий и его соратники взяли зарубежный, в частности американский, опыт создания «сетлементов», культурных поселений интеллигенции среди бедноты. Созданное этими педагогами общество сначала так и называлось «Сетлемент».
Буквально в первое же лето после создания «Сетлемента» Шацкий и Зеленко вывозят детей на полтора месяца на природу подальше от городских проблем. Так в Щелково под Москвой появляется летняя детская колония. С первых дней существования колонии все дела по устройству жизни в ней дети обсуждали и решали сами.
В 1908 году общество «Сетлемент» было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а Шацкий и Зеленко арестованы. Одновременно хозяин помещения колонии в Щелково отказался иметь дело с педагогами-новаторами. После освобождения из-под ареста Зеленко уезжает на несколько лет в Америку, а Шацкий с новыми помощниками возрождает всю работу под другим названием «Детский труд и отдых». Землю под летнюю колонию в 1911 году выделила известная российская меценатка помещица Маргарита Кирилловна Морозова, она же дала средства на постройку зданий.
Расположилась колония в Калужской губернии, недалеко от Малоярославца, потом, в 50-е годы XX века на этом месте появился первый советский город мирного атома – Обнинск. Сразу же после выделения земли началось строительство: в первый год были выстроены летний барак и навес для кухни, во второй – кухня с террасой, сторожка, дом-общежитие, баня, больничка, конюшня, коровник и птичник. В новую колонию «Бодрая жизнь» ребята приехали первый раз уже летом 1911 г.
Приехав, дети сами сколачивали из досок кровати, набивали матрацы, готовили пищу, ухаживали за животными, работали на огороде и по благоустройству колонии. Руководители жили и работали вместе с детьми.
Хозяевами колонии по предложению Шацкого стали все колонисты. Все жизненно важные вопросы колонии решались на общем собрании.
В 1915 году к сотрудничеству с Шацким подключился студент Московского университета Лев Николаевич Скаткин, мой будущий дедушка по материнской линии.
Колония пережила революции 1917 года. Новой советской власти и лично Ленину и Крупской деятельность колонии пришлась по душе, она становится из летней постоянной, и при Нарокомпросе на ее базе создается Первая опытная станция по народному образованию.
Станция кроме деревенского отделения имела и Московское, куда входили Центральный детский сад и Первая опытно-показательная трудовая школа. В состав деревенского отделения кроме школы-колонии «Бодрая жизнь» были включены 15 школ I ступени и 2 школы II ступени, несколько политико-просветительных учреждений. Организуются педагогическая выставка, библиотеки для школьников и для учителей, кабинет учебных пособий. Открываются 4 детских сада и внешкольные учреждения для взрослых. Были образованы комиссии: полеводческая, животноводческая, огородная, садоводная, цветоводческая, благоустройственная, гостеприимная.
Учреждается бюро по изучению местного края с секциями ботанической, зоологической, агрономической и экономической для изучения с помощью школ особенностей района деятельности опытной станции и подготовки краеведческого материала с целью его использования в занятиях с учащимися. Открываются постоянно действующие курсы повышения квалификации учителей.
Дети из окрестных сел стремились попасть в колонию. Брали туда преимущественно сирот.
Работа в Первой опытной станции помогла деду создать семью. Среди учительниц школы-колонии он встретил мою будущую бабушку Евгению Алексеевну Соколову, жительницу тех мест.
Здесь появились на свет моя мать и ее сестра. Интересно, что долгое время в их паспортах место рождения так и было записано: «Первая опытная станция».
Соратником Шацкого стал и младший брат моего деда – Михаил, который тоже создал семью в Первой опытной станции. Впоследствии Михаил Николаевич Скаткин стал академиком Академии педагогических наук СССР.
В колонии воспитывались младшие братья Льва и Михаила Скаткиных – Пётр, Вениамин и Юрий. Братья Скаткины стали страстными пропагандистами педагогического наследия Шацкого. Ими осуществлено издание трудов выдающегося педагога.
Колония Шацкого не была так прославлена, как колония Макаренко, и в 1932 году ее деятельность начала сворачиваться. Шацкого отправили на пост директора Московской консерватории, а окончательно колонию закрыли в 1937 году. Сам Шацкий к тому времени уже умер.
В 1960-е годы с трудами Шацкого познакомился другой мой дедушка Михаил Семёнович Волдочинский. К тому времени он был на пенсии, и труды Шацкого вдохновили его на организацию досуга детей, живущих в микрорайоне Воронежского мостозавода. По инициативе моего деда в микрорайоне были созданы многочисленные кружки, спортивные секции и музыкальная школа.