Сделать речь участников диалога интересной, запоминающейся трудно. Именно в речи персонажей появляются ошибки, которые способны «уничтожить» диалог. Выделим пятнадцать самых распространенных.
В качестве примеров я снова буду приводить разговоры Пети и Маши.
1️⃣ Речь участников диалога одинакова нейтральна: нет индивидуальности, эмоциональности, выразительности.
2️⃣ Превращение диалога, обмена репликами в монолог одного из персонажей.
3️⃣ Прорабатывание речи только одного участника диалога – героя, а о втором персонаже автор забывает.
4️⃣ Только «картонные» персонажи всегда разговаривают длинными полными предложениями:
– Маша, мы уже подошли к твоему дому, но еще не поздно, чтобы отказаться от вечерней прогулки.
– Конечно, Петя, сейчас только восемнадцать часов, потому мы можем гулять еще два часа, пока совсем не стемнеет.
5️⃣ Намеренное «вылизывание» диалога до умопомрачительной, но бездушной красоты, путем убирания разговорных словечек и прочих признаков живой речи:
– Как прекрасны белые ночи, – говорила Маша.
– Они такие таинственные, словно волшебная сказка, – вторил Петя, любуясь профилем девушки, освещенным бледным светом фонарей и первыми, едва заметными на сером небе звездами.
6️⃣ Лишняя нарочитая эмоциональность участников диалога (эмоциональные повторы), выраженная как знаками, так и «лишними» частями речи, разными конструкциями:
– Боже, я этого не вынесу! – горестно всхлипнула Маша и заломила бледные руки.
– О, черт, – зло гаркнул Петя, – прекрати истерику!
7️⃣ Вынесение в реплику той мысли участника диалога, которая должна быть высказана про себя:
– Ты же проголодалась. Какой же я недальновидный! – поморщился Петя.
– Бывает, – улыбнулась Маша.
Надо бы:
– Ты, наверное, проголодалась, Маша? – «Какой же я недальновидный, – поморщился Петя, – очевидно же!»
8️⃣ Клише в диалоге. Это не только повторяющиеся из текста в текст фразы, но и заимствованные, известные всем выражения из книг, фильмов, песен.
– За тобой я пойду хоть на край света, Петя, – сказала Маша.
– Красота! – восхитился Петя.
– …среди бегущих, – пробормотала Маша.
9️⃣ Чрезмерное использование «рассказывающих», а не «показывающих» глаголов: перебил / перебила, недоговорил / недоговорила, добавил / добавила, хотелось, захотелось, подумал и т.п.
– Темнеет, и мне пора…
Петя перебил Машу:
– …домой, но может, мы еще погуляем, ведь пока не так поздно, – сказал он и подумал о том, что ему хочется гулять с Машей до самого утра.
1️⃣0️⃣ Бесконечные «ну», «а», «но» в начале реплик:
– Ну вот мы и пришли, – сказала Маша.
– Но еще не так поздно, – заметил Петя.
– Ну да, – Маша кивнула.
– Ну тогда давай еще погуляем! – обрадовался Петя.
1️⃣1️⃣ Перенасыщенность речи всеми возможными средствами сразу: словами-паразитами, сленгом, терминами и пр., – или одним из них. Например, сленгом, да еще и из разных годов (и слоев):
– Короче, знакомый бро задонатил мне билеты, – сказал Петя, – и мы идем чилить на концерт лабуха, которого ты так любишь, Маша. А мне его творчество фиолетово, мой краш только ты.
1️⃣2️⃣ Скрытая тавтология: знак в реплике и «говорительный» глагол в авторских словах:
– Тебе, наверное, все равно! – воскликнула Маша.
– С чего бы это? – спросил Петя.
1️⃣3️⃣ Замена слов знаками (что стало модно в последнее время):
– Наверное, я буду хорошим мужем и отцом, – заметил Петя.
– ? – Маша хотелось уточнений, но не подала виду.
1️⃣4️⃣ Шаблоном считается передача неадекватного состояния участника диалога или заикания, другого дефекта прямо в речи:
– М-ма-шень-ка, я с-с-спе-шил к теб-бе, – Петя едва держался на ногах.
– Фто ты фказал? – спросила Маша, некоторые буквы она не выговаривала с детства.
1️⃣5️⃣ Смешение стилей в речи участника диалога:
– Знаешь, Петя, я профессора магии Риториуса захейтила бы с потрохами, он вроде аристократ, а перстами своими щелкает, как байстрюк какой-то.
– Тот еще токсик, – согласился Петя. – Давеча дефилирую по коридору, вдруг Риториус выплывает из-за угла аки барин. На меня и не глянул, словно я челядь, небесами непризнанная.
Конечно, это далеко не все ошибки.
Прежде чем назвать другие, хорошо бы разобраться, а из чего вообще складывается речь персонажей, что нужно учесть, продумывая особенности речи того или иного героя.
Вот об этом поговорим далее.
Все статьи в подборке "О языке"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.