В нашей культуре не принято вести "пустые разговоры" и говорить "пустые слова". У нас же нужно доказывать делом, а не словом. А потом в семьях появляются неблагодарные дети.
Например, сын растянул лодыжку. Ему лет 8 и он кое-как ходит. Да и лодыжка подозрительно отекла для простой травмы. Будний день, я отпрашиваюсь с работы с обеда(минус тысячи из зп), едем с сыном на такси в платную клинику на другом конце города, тк запись к травмотологу была только там. Снимок, консультация травматолога, тейпы, такси обратно. Минус 6 000 руб. из семейного бюджета.
Разговор с сыном: ты для меня очень важен, поэтому я пошла на определённые жертвы в этот день. Отпрашивалась с работы, платила за всё. На эти деньги я могла бы купить себе 2 платья (дело было в 2016 и тогда можно было купить себе 2 классных платья на эти деньги). Можно было бы пойти в омсную травматологию, просидеть пару часов в очередях, получить снимок, распечатанный на листе бумаги, где нихрена не видно (так было 1 раз, мне хватило). Но я тебя очень люблю и мне важно, чтобы ты получил лучшую помощь. А ещё я очень люблю себя и не хочу бездарно тратить своё время и нервы, поэтому так.
И я не пыталась навязать чувство вины или что-то ещё этим разговором. Я просто проговорила факты.
Сыну 13 лет и ему нужна справка для Академии. Справка какая-то странная, платные клиники её не дают, только его поликлиника. Парень взрослый и идёт занимать очередь к педиатру, которая не видела его с 5 лет, поликлиника на цокольном этаже нашего дома. Через 2 часа он всё ещё ждёт, я срываюсь с работы. Очередь к педиатру ещё часа на 2, сын просто в шоке от системы, беру его за руку, ною в регистратуре о тщетности бытия, идём в кабинет заведующей, выпрашиваю у неё справку, теперь домой.
Для сына я супергерой, потому что хакнула систему страшной очереди в поликлинике, о которой он ничего не знал.
Итак, в последующем разговоре я объясняю, как можно хакнуть любую систему, а так же акцентирую внимание на том, какой он счастливчик, что водили его с 5 лет только в платные клиники и он не сталкивался с коридорами больниц, когда болел. Рассказываю пару случаев из жизни в поликлинике до того, как ему исполнилось 5, да и о том, что мы вовсе не лопатой деньги гребем, но комфорт превыше всего, особенно во время болезни.
Я не пытаюсь навязать чувство вины своему ребёнку такими разговорами. Я лишь хочу, чтобы он понял ценность совершенно обычных в его понимании моментов. И да, мама не кинула сына в омут очереди к педиатру, дескать, пусть "хлебнет лиха, засранец!", это, к слову, вообще не взрослая позиция любящего родителя. И это я тоже проговариваю.
Естественно, я проговариваю, сколько я готовила "вот эту самую вкусную" в его жизни солянку, как и то, что мне хотелось его порадовать, поэтому я решила это сегодня приготовить. Ещё о том, что я помыла пол под его кроватью, пока его не было. Это было трудозатратно, но мне так захотелось. Я не строю предложение, типа, "я вот тебе сегодня солянку 2 часа готовила, а ты в телефоне сидишь и 2 по русскому получил", так делать, прошу, не нужно.
Что бы не делал родитель ради своего ребёнка, он всегда это делает, потому что сам так решил. Даже если ребёнок очень просит, это не значит, что его взрослый бежит исполнять.
Каждый взрослый, если не совсем уж маргинал, делает для своих детей каждый день определённые вещи. И это нужно проговаривать. Как для себя, так и для ребёнка. Только тогда ребёнок поймёт, что значит быть родителем и истинное отношения своего взрослого к нему. Дети не обязаны понимать ваши "жертвы" самостоятельно, поэтому не обязаны быть благодарными за то, что для них вариант нормы.