Найти тему
Восток-Медиа

Над портом «Посьет» угольные облака: экологические барьеры до сих пор не установлены?

«Торговый порт Посьет» снова оказался в эпицентре скандала. В начале осени в сети появилось видео с облаками из угольной пыли, которые летят со стороны предприятия к поселку.

    «Торговый порт Посьет» снова оказался в эпицентре скандала. В начале осени в сети появилось видео с облаками из угольной пыли, которые летят со стороны предприятия к поселку.
«Торговый порт Посьет» снова оказался в эпицентре скандала. В начале осени в сети появилось видео с облаками из угольной пыли, которые летят со стороны предприятия к поселку.

Ситуация не меняется продолжительное время, но стивидоры каждый раз обещают, что защитные экраны совсем скоро будут установлены. В ситуации разбирался корреспондент «Восток-Медиа».

Угольные облака над Посьетом

В середине сентября в сети появилось видео, снятое со стороны моря около терминала стивидорной компании «Торговый порт Посьет». В кадре видны черные облака угольной пыли, которые поднимаются над предприятием и летят в сторону поселка, прямо к жилым домам.

«Их штрафуют каждый год, им дешевле заплатить штраф», — комментирует происходящее на видео человек за кадром.

Возможно, комментатор говорит правду: АО «Торговый порт Посьет» входит в холдинг крупной горнодобывающей и металлургической компании ПАО «Мечел», которая фактически принадлежит олигарху Игорю Зюзину. По данным системы СПАРК-Интерфакс, чистая прибыль «Посьета» только в 2022 году составила 3,86 млрд рублей.

Порт «Посьет» известен на Дальнем Востоке как проблемное предприятие, которое нередко оказывается в центре экологических скандалов. Жители одноименного поселка вынуждены дышать угольной пылью, ведь она витает везде, покрывая слоями подоконники, морскую гладь и даже снег, из которого дети лепят черных снеговиков

Проблема не решается уже на протяжении многих лет. Ранее «Восток-Медиа» писало о том, что в 2020 году дочерняя компания «Мечела» ни рубля не потратила на экологию.

Скоро подходит к концу 2023 год, а ситуация, которая наблюдалась ранее, не меняется: стивидоров посещают эксперты с проверками, предъявляют им штрафы, угрожают закрытием, но останавливать работу компании никто не собирается — торговый порт выступает в роли градообразующего предприятия.

«[Торговый порт] засоряет углем бухту и населенный пункт, денег нормальных не платит, пенсионеров не уважает. Хозяева Москвичи. Где они, там проблемы у местных аборигенов, ибо проблемы туземцев господ не интересуют. У местных другой работы нет, кроме как в Порту», — поделился своим мнением приморец Юрий Степанов.

Перехват новостей

13 сентября, ровно через день после появления видео с надвигающимися на поселок черными облаками, приморские СМИ начали публиковать информацию о том, что экологические барьеры на угольном терминале Посьета скоро доделают. Видимо, пресс-службе ПАО «Мечел» дали срочное задание — оправдаться перед людьми за очередной выброс пыли, создать видимость работы и перекрыть волну возмущений. Не забыли представители компании указать и сумму, которая была затрачена на реализацию проекта по решению экологических проблем порта– 236 млн рублей. Смотрите, мол, как много мы от сердца оторвали, может, теперь отстанете от нас со своими жалобами на уголь в легких?

В том же сообщении от пресс-службы «Мечел» говорится о том, что в последние годы в «Посьете» «последовательно реализуется проект технического перевооружения». Далее перечисляются умные названия технических средств, которыми обеспечивается «экологическая безопасность» — встревоженных людей стивидоры пытаются успокоить такими названиями как: стакер-реклаймер, водно-дисперсионная и спринклерная установка. Но без защитных барьеров эти устройства, по всей видимости, справиться с угольно-пыльными выбросами торгового порта не смогут и пыль продолжит разлетаться по посёлку. Очевидно: чем быстрее стивидоры «закончат завершать» установку защитных экранов, тем лучше.

Алё, ну че там с барьерами?

По заявлению представителей ПАО «Мечел», экологические барьеры, которые вот-вот достроят, будут полукилометровой длины и высотой от 5 до 20 метров. Видимо, для того чтобы убедить разгневанных приморцев, что работы «совершенно точно» ведутся, пресс-служба приложила к своему сообщению фотографию части защитного экрана. И вроде бы все хорошо: АО «Торговый порт Посьет» показывает, что работа по установке экологических барьеров кипит, а значит, скоро жители района забудут про угольный налет на своих подоконниках. Но есть один нюанс.

Корреспондент «Восток-Медиа» обнаружил, что в августе 2022 года ПАО «Мечел» выпустило пресс-релиз, к которому была прикреплена фотография той же части защитных экранов «Посьета», что и на недавнем изображении. В прошлогоднем сообщении компания говорила о введении в эксплуатацию первой очереди пыле-ветрозащитных панелей.

Сомнений в том, что это один и тот же «кусок» конструкции, нет: на обеих фотографиях барьеры одинакового синего цвета, рядом стоит ржавеющая металлическая башня, слева от панели растет приметное дерево, снизу — песок или глина, а сзади — одна и та же погрузочная техника.

Получается, что спустя чуть больше года «активных работ» торговый порт хвастается тем, что почти завершил возведение защитных экранов, но в доказательство прикрепляет фото барьеров первой очереди. Ни слева, ни справа от того куска, который одиноко простоял целый год, ничего нет. И не совсем ясно, где строятся те самые полкилометра панелей, которые обещали стивидоры? Если они где-то и стоят, то, выходит, пресс-служба «Посьета» по каким-то причинам не захотела показывать их людям. А может, за прошедший год никаких других барьеров, кроме показанных, не устанавливалось в принципе? Но тогда совершенно не понятно, чем занималась компания на протяжении этого времени.

Очень странные дела

На самом деле, у людей на высоких постах из АО «Торговый порт Посьет» есть чем заниматься вместо решения экологических проблем. Например, можно днями напролет рассекать морские волны на катере SeaRay стоимостью в несколько десятков миллионов рублей. Ранее журналисты «Восток-Медиа» установили, что через предприятие «проводились» ремонты внедорожника Toyota Land Cruiser 200 и вышеупомянутого катера.

Но помимо развлечений у стивидоров есть и настоящая работа, на которую можно переключиться, если «борьба» с угольными облаками вдруг надоест: судебные разбирательства с «Российскими железными дорогами». Так, с мая 2023 года АО «Торговый порт Посьет» направило в суд 10 исков против ООО «РЖД» с претензиями на общую сумму 85 млн рублей. Все они так или иначе связаны с тем, что транспортный монополист якобы провоцирует задержку грузов.

ПАО «Мечел» тоже успело поучаствовать в судебных разбирательствах, но, в отличие от своей «дочки», эта компания выступала в суде как ответчик. Газпромбанк требовал от группы компаний Зюзина выплатить долг по кредиту в размере 11,9 млрд рублей. На удивление, после долгих споров стороны заключили мировое соглашение.

Остается надеяться, что споры между компаниями никак не повлияют на решение вопроса с пылью, и «Посьет» как можно скорее закончит установку защитных экранов. Стоит отметить, что проблемы с экологией особенно остро стоят в населенных пунктах, находящихся вблизи стивидорных компаний, которые работают с ископаемыми, в том числе, с углем. Производственная пыль может оседать в легких людей и приводить к различным заболеваниям

Ссылка на статью: https://vostokmedia.com/news/2023-10-12/nad-portom-posiet-ugolnye-oblaka-ekologicheskie-bariery-do-sih-por-ne-ustanovleny-3066560