Найти в Дзене

Они всё-таки прибыли! За что мы любим альбом «Arrival», который ABBA выпустили 47 лет назад

После нескольких лет проб, ошибок, смен имиджа они по-настоящему заявили о себе. 11 октября 1976 года вышел альбом, скромно и со вкусом названный «Прибытие». Обложка сигнализировала о взлёте ввысь, на недосягаемую высоту. Теперь ABBA выглядели, как суперзвёзды. Облачённые в белое люди будущего, которые путешествуют на частных вертолётах. Предыдущие три альбома отличные, но представляют собой смесь из фолк-рока, глэма, лёгких баллад. «Arrival» был по-настоящему цельным, плотно сбитым. Это манифест индивидуальности. Образец идеально подогнанной, бьющей без промаха поп-формулы. Теперь ABBA были неизменны, вездесущи и коммерчески непобедимы. Несмотря на весь блеск, гламур, улыбки и дурашливые костюмы, в центре ослепительно яркой звезды ABBA — боль. Возможно, эти четверо шведов — величайшие трагики поп-музыки. Выходцы из страны фаталистического искусства Ингмара Бергмана и Греты Гарбо. Древние шведы-язычники верили, что конец света — грядущая неизбежность. Это были люди льда и пламени, вери

После нескольких лет проб, ошибок, смен имиджа они по-настоящему заявили о себе. 11 октября 1976 года вышел альбом, скромно и со вкусом названный «Прибытие». Обложка сигнализировала о взлёте ввысь, на недосягаемую высоту. Теперь ABBA выглядели, как суперзвёзды. Облачённые в белое люди будущего, которые путешествуют на частных вертолётах.

Предыдущие три альбома отличные, но представляют собой смесь из фолк-рока, глэма, лёгких баллад. «Arrival» был по-настоящему цельным, плотно сбитым. Это манифест индивидуальности. Образец идеально подогнанной, бьющей без промаха поп-формулы. Теперь ABBA были неизменны, вездесущи и коммерчески непобедимы.

-2

Несмотря на весь блеск, гламур, улыбки и дурашливые костюмы, в центре ослепительно яркой звезды ABBA — боль. Возможно, эти четверо шведов — величайшие трагики поп-музыки. Выходцы из страны фаталистического искусства Ингмара Бергмана и Греты Гарбо.

Древние шведы-язычники верили, что конец света — грядущая неизбежность. Это были люди льда и пламени, верившие в великанов, гномов и эльфов из языческих саг, вдохновивших Вагнера и Толкина. ABBA — эхо древнего стоического пессимизма, облачённое в поп-одежды. Возможно, где-то даже предвестники Рагнарёка.

Альбом открывается морально неоднозначной песней о школьнице, которой не терпится поцеловать учителя геометрии. И она готова на большее: «На днях я преподам ему урок», — поёт Агнета.

А дальше следует хит на все времена — «Dancing Queen». Каждая секунда — волшебство. Внешняя красота и эмоциональная глубина песни зависят от восприятия каждого слушателя. Для одних это крик радостного освобождения. Для других — вопль из бездны печали. «Танцующей королевой» могла быть застенчивая девушка, чьё единственное счастье — мечта о том, что она сможет найти любовь среди красивых людей на танцполе.

Но любовь всегда сопряжена с трудностями. «My Love, My Life» и «Knowing Me, Knowing You» — два взгляда на разрушенные отношения. «Я знаю, что я не владею тобой, так уходи, храни тебя Бог», — поётся в первой. «Расставание никогда не бывает лёгким, я знаю, но мне пора идти», — заявляется во второй. У ABBA люди всегда уходят. Не куда-то, а навсегда.

Возможно, пущей выразительности песням о расставании придали личные проблемы внутри группы. Агнета и Бьорн расстались через три года после «Прибытия». В отношениях уже наметился раскол?

Ни один из лирических героев «Arrival» не счастлив. Ни Кэрри — героиня невротического диско-рэгтайма «That's Me». Ни женщина в «Dum Dum Diddle», которая безуспешно пытается стать любимой скрипкой своего возлюбленного-маэстро.

Героиня вдохновлённой эстетикой кабаре песни «Деньги, деньги, деньги» тоскует по богатому поклоннику, но боится, что не понравится ему. Бенни назвал эту песню лучшей у ABBA.

Читайте также:

Мужчины тоже получают своё в буги-вуги «Why Did It Have To Be Me?» — песне Бьорна о непутёвом любовнике, который чувствует влечение, но остаётся игрушкой в руках женщины, которой требуется лишь мимолётный романчик.

И тут на сцену выходит хищник — тревожный триллер-антиутопия «Тигр». Агнета и Фрида провозглашают: «Я иду по пятам, я всегда тебя найду». И когда их голоса переплетаются, они создают почти сверхъестественную вибрацию. Это ужастик о городе, каким его представляют люди, которые писали песни в идиллическом коттедже на одном из островов Стокгольмского архипелага.

Завершающая песня «Прибытие» колоссальна. Вообще-то это не песня, поскольку в ней нет слов. Это ледник из звуков. Сияние божественного света, пробивающего путь сквозь грозовые облака. Парящие синтезаторы звучат как прощание со сказочным драккаром викингов, который уходит в небеса. «Arrival» — это ABBA в нордической форме. Гимн откуда-то из звёздного запределья.

В своих лучших проявлениях ABBA загадочны, непостижимы и невыносимо грустны. Это не европейские импрессионисты, а мастера Северного Возрождения, выстраивающие звук слой за слоем, краска за краской, штрих за штрихом с фанатичной точностью. Отсюда этот неземной, мерцающий тон. Отсюда хор Валькирий, вызывающий мурашки по коже.

Песни ABBA любили Сид Вишес, Ричи Блэкмор и Пит Таунсенд. Потому что чувствовали заложенную в них глубинную меланхолию. Агнете, Бьорну, Бенни и Анни-Фрид удалось создать лёгкие по звучанию, доступные, эмоциональные, но в то же время невероятно сложные в музыкальном плане поп-песни. Практически все попытки сделать каверы на ABBA заканчиваются неудачей. Они буквально неповторимы.

Читайте также:

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!а