Найти в Дзене

Метаморфозы сознания, энантиодромия или “свет и тень”

Вы когда-нибудь ощущали, что, посвятив себя одной идее или чувству настолько, что оно наполнило всю вашу жизнь, внезапно осознаете, что противоположное чувство начинает доминировать в вашем сознании? Древний философ Гераклит называл это явление "энантиодромией" (дословно – “бег навстречу”). Впервые упомянув этот термин, он описал закон природы, когда все, достигнув своего экстремума, непременно обращается в свою противоположность. “Из живого делается мертвое, а из мертвого живое, из юного старое, а из старого юное, из бодрствующего спящее и из спящего бодрствующее, поток порождения и уничтожения никогда не останавливается.” “Созидание и разрушение, разрушение и созидание — вот норма, охватывающая все круги природной жизни, самые малые и самые великие.” Карл Юнг углубился в понимание этого явления. Он утверждал, что такое обращение к противоположному чувству — это способ психики сохранять равновесие. Согласно Юнгу, это своего рода гарантия, что мы не застрянем в одной крайности. “Жизнь

Вы когда-нибудь ощущали, что, посвятив себя одной идее или чувству настолько, что оно наполнило всю вашу жизнь, внезапно осознаете, что противоположное чувство начинает доминировать в вашем сознании? Древний философ Гераклит называл это явление "энантиодромией" (дословно – “бег навстречу”). Впервые упомянув этот термин, он описал закон природы, когда все, достигнув своего экстремума, непременно обращается в свою противоположность. “Из живого делается мертвое, а из мертвого живое, из юного старое, а из старого юное, из бодрствующего спящее и из спящего бодрствующее, поток порождения и уничтожения никогда не останавливается.” “Созидание и разрушение, разрушение и созидание — вот норма, охватывающая все круги природной жизни, самые малые и самые великие.”

Карл Юнг углубился в понимание этого явления. Он утверждал, что такое обращение к противоположному чувству — это способ психики сохранять равновесие. Согласно Юнгу, это своего рода гарантия, что мы не застрянем в одной крайности. “Жизнь - это баланс между противоположностями, танец полярностей, в котором лучший вариант - найти равновесие. Однако наличие обоих, то есть знание различных нюансов, необходимо для того, чтобы знать каждый из них в отдельности.”

По мнению Юнга, это явление можно наблюдать и в психике человека. Когда избыток какой-либо психической функции или доминирование определенного образа мышления, со временем, переходит в противоположное состояние. Подумайте о том времени, когда вы были на пике радости, и неожиданно ощутили грусть. Или, когда затяжной период затворничества и уединения привел к желанию общения и социализации. Это и есть энантиодромия в действии.

Может быть, было в вашей жизни событие, которые вы принимали за неудачу, неприятность, и которое, по прошествии времени, виделось из сегодняшнего дня, как очень даже удачное. Вдруг оказалось, что это событие и было началом пути к переменам, на которые сами бы вы не решились, не произойди тогда, то самое событие? Противоположность мнений на одно и то же событие по прошествии времени. И, с осознанием этого, обретается целостность, полнота видения и смыслы. Можно сказать, что завершается гештальт.

Это же является одной из ключевых идей, изложенных в трактате Лао-цзы «Дао дэ цзин»:

Жизнь состоит из противоположностей. В ней присутствуют рождение и смерть, любовь и ненависть, встречи и расставания, радость и страдание, инь и ян. Иногда нам для того, чтобы понять что-то, нужно увидеть, познать противоположность этого. Человек часто бывает противоречив. С одной стороны, он стремится к стабильности, а с другой - хочет что-то менять и двигаться вперёд из-за чувства неудовлетворённости. Противоположности создают равновесие. Переход от одной крайности в другую раскрывают многообразие жизни. Одна крайность не может существовать без другой. Для того чтобы был свет, нужна темнота.

Леонардо да Винчи в “Трактате о живописи” говорил: - “Тень имеет природу мрака, а освещение – природу света, одна скрывает, другое показывает; и всегда они неразлучны и связаны с телом. Тень имеет большую силу, чем свет, ибо тень препятствует свету и целиком лишает света тело, а свет никогда не может совершенно изгнать тень от тел…”

Живопись и фотография состоят из света и тени, из противоположностей, из противоречий...

Как работать с энантиодромией и использовать её для личностного роста?

1. Признайте противоречивость. Сначала признайте, что у вас есть противоречивые чувства и убеждения. Это первый шаг к пониманию вашей истинной природы.

2. Исследуйте противоположности. Заметьте, какие аспекты вашей жизни ощущаются как противоречивые или двойственные. Задайте себе вопрос: что я чувствую или думаю по этому поводу сегодня? А как бы я относился к этому раньше?

3. Принятие конфликтующих точек зрения. Признайте, что возможно одновременное существование разных точек зрения. Это позволит вам оставаться открытым и гибким в ваших убеждениях.

4. Целостность восприятия. Энантиодромия напоминает нам о целостности нашего опыта. Мы — это не просто наши мысли, чувства или убеждения в данный момент. Мы — это сумма всех наших переживаний, противоречий и пониманий.

5. Постоянное развитие. Признание энантиодромии в вашей жизни означает признание того, что вы постоянно меняетесь. Вы не статичны. Вы постоянно развиваетесь и двигаетесь вперед.

Энантиодромия предоставляет нам возможность для глубокого самопознания. Жизнь полна противоречий, и что истинное понимание приходит не от отрицания их, а от объединения. И, как говорил Гераклит: "Гармония скрыта в видимом противоречии." Наша задача — увидеть эту гармонию, признать ее и применить в своей жизни.