Не могу не поделиться с вами, дорогие читатели, очередной находкой.
Это, как ни странно, образцы английского юмора 18-начала 19 веков. Ну или, скорее - сатиры, поскольку перед нами карикатуры.
Их автором был Томас Роулендсон (1756-1827 гг.) - весьма интересный персонаж, о котором я немного расскажу в конце.
А сейчас - давайте посмотрим на некоторые примеры его искусства, которые пользовались спросом у его соотечественников.
Ну...
Если уж совершенно смотреть правде в глаза, наибольшим спросом пользовались его картинки в аналогичном по форме стиле, но откровенно порнографического содержания. Причем - довольно грубого. Он их создавал по частным заказам для конкретных клиентов.
Однако мы так глубоко в творчество художника окунаться не станем, и ознакомимся с теми образцами его творений, которые рассматривали в приличном обществе.
Например - заглавная иллюстрация.
Вот как вы думаете - что там вообще изображено?
Представьте себе - так Роулендсон видел весьма распространенную в его время в Англии болезнь - лихорадку.
Вернее - ее симптомы.
У камина сидит персонаж с первой стадией заболевания.
Его обвило скользкое, противное и холодное существо, от прикосновения которого человек мерзнет.
Это существо одновременно вцепилось своими костлявыми конечностями в руки и ноги жертвы - соответственно, у этой жертвы начинает ломить суставы...
По центру стоит уже полноценно заболевший человек. Ну вот так примерно он себя чувствовал, как нам здесь показали. Нехорошо ему, одним словом.
Зато справа врач уже выписал лекарство, и скоро монстр будет побежден.
Смотрим далее...
Эта милая композиция - уже политическая сатира.
Человек, лежащий на кровати, как легко можно понять по лежащим рядом сабле и треуголке - Наполеон.
Он явно чем-то недоволен.
Причину его недовольства можно распознать в толстом человеке, который в странной позе уселся на великого полководца.
Вся композиция напоминает одну из картин несколько свихнувшегося на кошмарах английского художника швейцарского происхождения Генри Фюсли (1741-1825 гг.), вот эту (хотя аналогичных картин у Фюсли было полно):
То есть толстый человек со смешным бантом на шляпе нечто вроде ночного кошмара Наполеона.
О чем же говорит этот рисунок?
Если присмотреться, мужчина Наполеону что-то говорит. Он говорит странную фразу: "Оранж сверху".
Рисунок - отклик на ситуацию после битвы под Лейпцигом. Которая стала началом близкого конца Наполеона. В частности, после этой битвы маленькие Нидерланды, которые находились под контролем Наполеона с 1806 года, получили независимость.
Толстый человек именно их и символизирует. А песня Оранж сверху это местная голландская песня о правителях Голландии из дома Оранж - Нассау (Оранские).
Честно говоря, или я чего-то не знаю, или художник грубо льстит Нидерландам. Кошмар Наполеона после Лейпцигской битвы явно выглядел иначе...
Идем дальше.
Здесь - вообще ничего необычного. Стандартная вечерняя обстановка, характерная в 18-19 веках не только для Англии. Благородные господа всего-навсего коротают время за покером.
Правда, игра идет на деньги, поэтому все немного нервничают.
Следующий рисунок.
Здесь весьма точно изображено состояние человека, пораженного ипохондрией.
Сейчас-то мы уже знаем, что это психиатрия, а в те далекие времена это считалось просто странностью, ну или складом характера таким.
Бедному ипохондрику уже мерещится погребальная повозка.
Да и как ей не мерещиться, когда вон сколько всего опасного на него ополчилось - смерть уже занесла над ним свое поражающее копье.
А негодяй доктор - хихикает с горничной и лечить не собирается.
Напомню, что ипохондрикам кажется, что они смертельно чем-то больны. И здесь болит, и там, и вон там тоже... При том, что физически человек здоров как бык.
А мы идем дальше...
Карикатура с крупной женщиной, которая делает огромный шаг, и под юбку которой при этом с комментариями заглядывают 7 мужчин (все действующие лица в коронах) так и называется - Имперский шаг.
Делает его Екатерина Вторая, современница художника. Одной ногой она стоит в России, а другой пытается перескочить на Турцию (Османскую империю).
Если кто не в курсе, Екатерина, а после нее и некоторые другие российские императоры грезили завоевать Константинополь. Это было важно для них, поскольку речь шла, собственно, о столице Византии (павшей, исчезнувшей, но дорогой сердцу каждого русского человека, который знает отечественную историю).
Екатерина даже внука назвала Константином не просто так, а с той нацеленностью, что он будет сидеть в Константинополе (Царьграде), ныне - Стамбуле.
Ну и пока Екатерина силится встать ногой в Константинополе, ее обсуждают: Станислав II - король Польши, папа римский Пий VI с тройной короной, Карл IV Испанский, Людовик XVI, король Франции, Георг III, король Великобритании, император Леопольд II и турецкий султан Селим III. Осуждают, мерзавцы.
Вот такая карикатура. В основном - на злобу дня. В основном на внутрианглийскую. Но это нам не особо интересно. Рисунки художника обычно выходили небольшими сериями на определенную тему.
А это - портрет самого художника:
Томас Роулендсон родился довольно бедной семье в Лондоне. Его отец был ткачом. Мальчик рано проявил художественные таланты и выучился на профессионального художника. Но потом выяснил, что лучше платят за его карикатуры, чем за его картины и стал карикатуристом.
Этому открытию предшествовало получение хорошего наследства от тетушки. Молодой тогда еще художник сразу бросил работать, начал кутить и играть. Влез в долги, впал в нищету, надо было что то срочно делать - и тут подвернулась идея с карикатурами. Так вот, случай и острая нужда в деньгах, определили его будущее.
Умер он популярным.
Надеюсь, тема была для вас интересной.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого справа на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.