Найти тему
Сретенский монастырь

РУМЫНСКИЙ ПАТЕРИК. НЕПРЕСТАННО БЕСЕДУЮЩИЕ СО ХРИСТОМ

Оглавление

Схимонах Марк (Дэнчилэ). Монастырь Путна, Сучавский уезд (1900–1986)

Приснопамятный отец Марк был великим исихастом наших дней. Родом он был из уезда Ботошань. Родители, Георгий и Катинка (Екатерина), дали ему прекрасное духовное воспитание.

 Мужской монастырь Путна
Мужской монастырь Путна

После окончания лицея он ушел в армию и прослужил в ней более 20 лет. Около 1944–1948 года по благословенным причинам он удалился на безмолвие в некое потаенное помещение в Бухаресте. Там он подвизался в посте и молитве, стяжал Божественную молитву ума и сердца и достиг высокой духовной меры.

В 1950 году был принят в братство монастыря Слатина Сучавского уезда, возглавляемое архимандритом Клеопой (Илие), там и принял монашеский постриг. Через несколько лет перешел в монастырь Путна, где был пострижен в великую схиму с именем Марк.

Подвиг отца Марка был всецело сокрыт во Христе. Никто не знал, как он молится и какие у него бывают духовные радости, и никто не смел спросить у него, как стяжать эту благодатную молитву. Все монахи в Путне его любили, уважали за подвижничество и восхищались его смирением и кротостью, которые так сильно трогали всех. Как монахи, так и верующие миряне извлекали большой урок, видя его доброту и сердечный покой.

Единственным человеком, с кем он говорил, был отец Клеопа (Илие). В храм отец Марк ходил всегда и в любую погоду, зимой и летом, не покрывая головы, при этом ему не было холодно, а лицо излучало свет, радость и мир духовный. Еще он никогда не говорил, если не спрашивают, и ничто человеческое его не интересовало, поскольку он достиг высокой молитвы сердца и стяжал дар молчания. Он вкушал небесные блага, еще будучи во плоти.

Отцы говорили, что ему ведом был только один путь: из кельи в храм и на послушание. Он годами не выходил за монастырскую ограду и испытывал лишь одно желание – непрестанно беседовать со Христом, Которого носил в сердце с юных лет.

В храме он неподвижно стоял на ногах на своем месте до конца богослужения, а иногда даже не замечал, что оно закончилось, и тогда кто-нибудь из монахов легонько касался его руки и говорил:

– Отец Марк, пойдем в келью, служба закончилась!

Тогда он смиренно кланялся и с сияющим лицом возвращался в келью.

Он испытывал лишь одно желание – непрестанно беседовать со Христом. Так подвизался сей благочестивейший отец в монастыре Путна в течение 30 лет. А в ночь на 19 сентября 1986 года он с миром упокоился в Господе. Отцы нашли его в келье, стоящим на коленях перед святыми образами, где он всегда молился ночью.

Так жил и так скончался этот великий исихаст наших дней.

Господи, причти к сонму преподобных блаженного Марка смиренного!

Схимонахиня Пелагия (Амилькар) Монастырь Вэратек, Нямецкий уезд (1885–1981)

Приснопамятная схимонахиня Пелагия была дочерью священника Василия Амилькара из села Хумулешть уезда Тыргу-Нямц. С малых лет получив отменное духовное воспитание, она по обычаю тех времен была управлена Богом вступить в монашеский подвиг в монастыре Вэратек уже в пятилетнем возрасте. Ее духовная мать, монахиня Меропия (Васиан), взрастила ее в великом страхе Божием, отдала в школу, научила деланию всех добродетелей и соделала смиренной невестой Христовой.

Схимонахиня Пелагия (Амилькар)
Схимонахиня Пелагия (Амилькар)

В возрасте 18 лет она приняла монашеский постриг и великий ангельский образ схимничества из рук знаменитого иеросхимонаха Иоанникия (Мороя), настоятеля монастыря Сихастрия, который был ее духовником.

Будучи во всем послушной, она много лет пробыла старшей екклезиархой (пономарем), благоговейно заботясь о доме Господнем. Первой приходила в церковь, пеклась о благочинии святых богослужений, свято берегла облачения, блюла чистоту и церковный устав и последней возвращалась в келлию.

Она ни разу не пропускала богослужений, за исключением крайней необходимости. В келье каждый день исполняла свое схимническое правило, то есть 600 земных и 1200 поясных поклонов, читала Псалтирь, постилась по уставу и непрестанно славила Бога умной молитвой. Ее светлый лик умиротворял всех, ибо она носила в сердце Духа Святого и радость спасения.

В 1942 году за свою глубоко духовную жизнь она была произведена в настоятельницы монастыря Вэратек, самого крупного в Румынии девичьего монастыря, насчитывавшего тогда свыше 500 монахинь и послушниц, и несла это послушание до 1946 года. В 1954–1972 году снова была настоятельницей и духовной матерью сей святой обители, взрастив и приведя ко Христу более 1000 монахинь. А в 1959–1961 году, когда из монастырей были выдворены тысячи молодых монашествующих по тогдашнему атеистическому декрету, схимонахиня Пелагия, настоятельница монастыря, не могла утешиться и с трудом умягчала скорбь своих духовных дочерей, изгнанных из святой обители. Но, по милости Божией, через несколько лет все они вернулись в свои кельи.

 Монастырь Вэратек
Монастырь Вэратек

Достигнув 87-летнего возраста, схимонахиня Пелагия отошла от настоятельства и, усугубив молитву и деннонощные подвиги, провела последние годы в глубоком смирении, трудах и слезах, непрестанно памятуя о небесном.

Ощутив приближение кончины, она испросила прощения у своих духовных дочерей, исповедалась с самого детства, приняла Пречистые Тайны и, облобызав всех, с миром предала душу в руки Христа, Спаса миру.

Схимонахиня Акакия (Майор). Елеонский монастырь, Иерусалим (1890–1980)

Жизнь

Схимонахиня Акакия родилась в городе Сигишоара, Трансильвания, и с юных лет поступила вместе со своей сестрой Филонидой в монастырь Цигэнешть, где и приняла монашеский постриг. В 1932 году весте с другой монахиней была принята в Румынский дом[1] в Иерусалиме.

Спустя несколько лет была послана в румынский скит святого Иоанна Крестителя на Иордане, который основал в 1936–1937 году иеромонах Лука, постриженик монастыря Секу. Здесь подвизалась мать Акакия много лет в непрестанной молитве, смирении, послушании и слезах как ученица святого Иоанна Иакоба, который был настоятелем румынского скита на Иордане в 1947–1952 году.

 Румынский скит св. Иоанна Предтечи в Иорданской долине, современный вид. Фото: Эдан Лешем
Румынский скит св. Иоанна Предтечи в Иорданской долине, современный вид. Фото: Эдан Лешем

На старости поселилась в Елеонском монастыре на Масличной горе, где и подвизалась до конца жизни.

Дела и изречения

Монаху, приехавшему на богомолье и попросившему сказать ему слово на пользу души, она сказала:

– Исполняй свое монашеское правило, терпи в монастыре все и будь послушливым по жизни.

Когда ее спросили, как она себя чувствует в Елеонском монастыре вдали от родины, она ответила:

– В Елеонском монастыре я уживаюсь как среди чужих. Знаете, что говорят святые отцы? «У монахов, живущих среди чужих, два венца: один венец монашеских подвигов, которые они совершают в жизни, а второй тот, который готовят им окружающие, презирая и уничижая их за то, что они чужие». Так же страдаем и мы здесь.

Затем мать Акакия добавила:

– Если будем твердо верить в Бога и очами души взирать на Христа, вознесшегося на небеса, тогда есть надежда, что не погибнет мир и наша страна.

[1] Румынский дом в Иерусалиме впоследствии стал Представительством Румынской Церкви на Святой Земле.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Архимандрит Иоанникий (Бэлан)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм