Найти в Дзене
Oksana Smirnova

Борис Григорьев, первый мастер и его шедевры и "шедеврики" в новом выставочном пространстве

В новом корпусе бывшего особняка Нарышкиных-Шуваловых на Фонтанке, а ныне Музея Фаберже, до 28.01.2024 проходит очередная выставка забытого в своё время на долгие годы русского художника Бориса Григорьева. Сам Григорьев в письме другу, поэту В. В. Каменскому, в эмиграции в 1926 году писал: "Сейчас я первый мастер на свете. <...> Я не извиняюсь за эти фразы. <...> Да и жизнь моя святая от труда <...> Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости". Поэтому выставка так и называеться: «БОРИС ГРИГОРЬЕВ: “Первый мастер на свете”».

Родился Борис Дмитриевич Григорьев в1886 году в Москве. Детство провел в старинном городе Рыбинске. Он учился в Строгановском художественно-промышленном училище (СХПУ) в Москве (1900-1907) и в Высшем художественном училище при Академии Художеств в Петербурге (1907-1913). Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. Занимался в пейзажной мастерской у А.А.Киселева. Пейзажи 1909-1910 года, во время поездок в Крым, свидетельствуют о стремлении пробовать свои силы в разных направлениях. Но, молодому художнику ближе импрессионизм.

А вот Щербиновский и Кардовский поразили воображение молодого человека виртуозным владением линией. Но, взгляд молодого Григорьева расходились с академической школой. Уже в 1909 г. он входил в возглавляемую Н. И. Кульбиным "Студию импрессионистов" (объединение молодых художников, творчески близких к футуристам).

Известность в России пришла к Григорьеву в 1913 году после участия в выставках объединения "Мир искусства", на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 годах. Яркая праздная жизнь на парижских улиц, порой гротесковая, нелепая, но в то же время притягивает и вызывает улыбку своей наивностью. В Париже Григорьев гуляя по городу и в кафе и театрах всегда делает зарисовки, всего подряд, как шутил А.Н.Бенуа "что попало и как попало". Именно во время французских поездок у художника сложилась его персональная манера рисования.

Эротические мотивы часто были написаны Григорьевым. "Intimite" ("интимность", франц.) - так назвал художник большую серию рисунков. Часть рисунков была подготовлена для журналов. В 1918 году была издана одноименная книга с картинами и рисунками из этой серии написанных с 1911 и до 1918 годов. А уже в эмиграции в 1922 году появилась новая серия "Boui boui au bord de la mer" (В приморских кабачках). Появляется больше бытовых мотивов и жанровых сцен.

В 1917-18 гг. Григорьев создает цикл "Расея", где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, однако мыслящего "глубоко и разрушительно", как охарактеризовал его А. А. Блок. Картины с 1916 по 1918, посвященные современной русской провинции, где преобладают изображения с бесконечности полями, с пригнувшимися к земле домами, крестьянские натруженные руки, взрослые лица детей, и даже у животных человеческий осмысленный взгляд. Персонажи, герои полотен из серии "Расея" в упор глядят на зрителя из яркого давящего пространства композиций. В их глазах немой вопрос, упрёк. Именно так видели деревенских и простых людей бОльшая часть столичной артистической интеллигенции, к которой принадлежал и сам художник. И в начале 20 века этот цикл явился для многих откровением. Его можно рассматривать как "театр", "деревенский мир" - монументальный, гротескный, реальный, условный.

Сложно было оставаться в послереволюционной России художнику с такими взглядами. Эмигрировав из России в 1919 году, он получивший широкое признание в Европе, но был забыт на родине на долгие годы. Он до конца своих дней тяжело переживал разрыв с Россией. Главное темой его полотен почти всегда оставались образы родной страны и её народа.

Григорьев имел за рубежом славу "артиста линии", "великого русского художника", благодаря своему колоссальному трудолюбию и работоспособности. Он создавал "шедеврики", как он сам их называл.

Во Франции он считался модным портретистом и пользовался успехом в художественных кругах. Актеры МХАТа во время парижских гастролей сразу после спектаклей, за сценой, позировали ему в костюмах и гриме. Логическим продолжением цикла "Расея" стала галерея портретов русской интеллигенции. Художник писал их на родине и в эмиграции. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др.

Максим Горький пригласил художника в Италию писать собственный портрет и был приятно удивлен, узнав, что фоном для изображения станут герои его же произведений. Григорьев восхищался творчеством Максима Горького. Он создавал его портрет, работая с упоением, до изнеможения. В почти квадратном пространстве холста Горький изображен как кукловод в окружении героев своих же произведений. Сам Максим Горький считал эту работу лучшим своим портретом.

Портрет Горького. 1926
Портрет Горького. 1926

Во время своего пребывания во Франции, Борис Григорьев каждое лето выезжал работать в тихие Нормандские и Бретонские деревушки. Появляется Бретонский цикл. Рыбак, рыбачки, бретонки, старухи, старики, дети, костюмы и быт.

Впервые на этой выставке мы увидели уникальные иллюстрации Бориса Григорьева к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (из коллекции Фонда «Связь времен»). Серия иллюстраций создавалась на протяжении 16 лет и была завершена почти 90 лет назад. Эти работы были выполнены в США для конкурса Общества библиофилов и снискали огромную славу в 1933 году во время единственной выставки в Нью-Йорке. В связи с Великой депрессией издательский проект так и не был осуществлён, и более семидесяти лет работы находились в частном собрании. На выставке можно рассмотреть 58 рисунков из этой серии.  Я могу долго рассматривать почти каждую иллюстрацию. Где-то нелепая поза, где-то отражение в зеокале, на заднем фоне непонятные персонажи...Жаль, что не было этого издательского проекта. Сегодня это получился целый сборник иллюстраций по произведению Достоевского.

В 1928 году волей судеб Борис Григорьев совершил путешествие в Латинскую Америку. Латиноамериканский период был частично представлен на персональной выставке в Париже в 1937 году и покорил публику. Александр Бенуа отметил, что его картины обладают "чудодейственной виртуозностью" и "острой красочностью".

Немного семейных портретов - бонус для статьи. Мне понравилось, что они все выполнены в разных стилях.

После выставок прошедших в 2007 году в KGallery, в 2011-2012 годах и в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея, и в Государственной Третьяковской галерее, имя одного из самых самобытных авторов своего времени начинает возвращаться в историю мирового и отечественного художественного процесса.

Хочу еще рассказать о новом Выставочном пространстве Музея Фабереже в особняке Нарышкиных-Шуваловых, где всё выполнено по новым технологиям. Для посетителей "посвечиваются" полотна и надписи с информацией о картине. Это удобно, но для фотографирования - это очень не удобно, бликуют и сложно "поймать" информацию на подсвеченной подставке с названием и характеристиками экспоната, не всегда получаются общие планы залов с подсвеченными картинами. Но, в целом, освещенность простанства нормальная. При реставрации помещения сохранены часть полов и стен с кирпичными историческим вкладками. На полу можно пройтись по "рыжей кирпичной тропинке". Кондиционеры поддерживаю постоянную температуру. Рядом с названием картины есть QR код, где можно с помощью смартфона прослушать или прочитать более подробную информацию.

А вот попасть в новый корпус можно двумя способами: имея единый комплексный билет, и посмотрев ещё выставки и постоянные экспозиции (как мы - читайте статью "Красота святости") и пройдя через Голубую гостинную попасть в новое выставочное пространство, либо в одежде пройти через центральный вход и затем по указателям во внутренний дворик, где также находиться интересное пространство с интересными инсталляциями, потом попасть в новый корпус со своим гардеробом.

Если вы дочитали мою статью, то знайте, я вам показала меньше 1/3 выставки. Всегда самим интереснее увидеть своими глазами, чем что раз услышать. А я вам только рассказала о своих впечатлениях.