В новом корпусе бывшего особняка Нарышкиных-Шуваловых на Фонтанке, а ныне Музея Фаберже, до 28.01.2024 проходит очередная выставка забытого в своё время на долгие годы русского художника Бориса Григорьева. Сам Григорьев в письме другу, поэту В. В. Каменскому, в эмиграции в 1926 году писал: "Сейчас я первый мастер на свете. <...> Я не извиняюсь за эти фразы. <...> Да и жизнь моя святая от труда <...> Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости". Поэтому выставка так и называеться: «БОРИС ГРИГОРЬЕВ: “Первый мастер на свете”».
Родился Борис Дмитриевич Григорьев в1886 году в Москве. Детство провел в старинном городе Рыбинске. Он учился в Строгановском художественно-промышленном училище (СХПУ) в Москве (1900-1907) и в Высшем художественном училище при Академии Художеств в Петербурге (1907-1913). Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. Занимался в пейзажной мастерской у А.А.Киселева. Пейзажи 1909-1910 года, во время поездок в Крым, свидетельствуют о стремлении пробовать свои силы в разных направлениях. Но, молодому художнику ближе импрессионизм.
А вот Щербиновский и Кардовский поразили воображение молодого человека виртуозным владением линией. Но, взгляд молодого Григорьева расходились с академической школой. Уже в 1909 г. он входил в возглавляемую Н. И. Кульбиным "Студию импрессионистов" (объединение молодых художников, творчески близких к футуристам).
Известность в России пришла к Григорьеву в 1913 году после участия в выставках объединения "Мир искусства", на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 годах. Яркая праздная жизнь на парижских улиц, порой гротесковая, нелепая, но в то же время притягивает и вызывает улыбку своей наивностью. В Париже Григорьев гуляя по городу и в кафе и театрах всегда делает зарисовки, всего подряд, как шутил А.Н.Бенуа "что попало и как попало". Именно во время французских поездок у художника сложилась его персональная манера рисования.
Эротические мотивы часто были написаны Григорьевым. "Intimite" ("интимность", франц.) - так назвал художник большую серию рисунков. Часть рисунков была подготовлена для журналов. В 1918 году была издана одноименная книга с картинами и рисунками из этой серии написанных с 1911 и до 1918 годов. А уже в эмиграции в 1922 году появилась новая серия "Boui boui au bord de la mer" (В приморских кабачках). Появляется больше бытовых мотивов и жанровых сцен.
В 1917-18 гг. Григорьев создает цикл "Расея", где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, однако мыслящего "глубоко и разрушительно", как охарактеризовал его А. А. Блок. Картины с 1916 по 1918, посвященные современной русской провинции, где преобладают изображения с бесконечности полями, с пригнувшимися к земле домами, крестьянские натруженные руки, взрослые лица детей, и даже у животных человеческий осмысленный взгляд. Персонажи, герои полотен из серии "Расея" в упор глядят на зрителя из яркого давящего пространства композиций. В их глазах немой вопрос, упрёк. Именно так видели деревенских и простых людей бОльшая часть столичной артистической интеллигенции, к которой принадлежал и сам художник. И в начале 20 века этот цикл явился для многих откровением. Его можно рассматривать как "театр", "деревенский мир" - монументальный, гротескный, реальный, условный.
Сложно было оставаться в послереволюционной России художнику с такими взглядами. Эмигрировав из России в 1919 году, он получивший широкое признание в Европе, но был забыт на родине на долгие годы. Он до конца своих дней тяжело переживал разрыв с Россией. Главное темой его полотен почти всегда оставались образы родной страны и её народа.
Григорьев имел за рубежом славу "артиста линии", "великого русского художника", благодаря своему колоссальному трудолюбию и работоспособности. Он создавал "шедеврики", как он сам их называл.
Во Франции он считался модным портретистом и пользовался успехом в художественных кругах. Актеры МХАТа во время парижских гастролей сразу после спектаклей, за сценой, позировали ему в костюмах и гриме. Логическим продолжением цикла "Расея" стала галерея портретов русской интеллигенции. Художник писал их на родине и в эмиграции. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др.
Максим Горький пригласил художника в Италию писать собственный портрет и был приятно удивлен, узнав, что фоном для изображения станут герои его же произведений. Григорьев восхищался творчеством Максима Горького. Он создавал его портрет, работая с упоением, до изнеможения. В почти квадратном пространстве холста Горький изображен как кукловод в окружении героев своих же произведений. Сам Максим Горький считал эту работу лучшим своим портретом.
Во время своего пребывания во Франции, Борис Григорьев каждое лето выезжал работать в тихие Нормандские и Бретонские деревушки. Появляется Бретонский цикл. Рыбак, рыбачки, бретонки, старухи, старики, дети, костюмы и быт.
Впервые на этой выставке мы увидели уникальные иллюстрации Бориса Григорьева к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (из коллекции Фонда «Связь времен»). Серия иллюстраций создавалась на протяжении 16 лет и была завершена почти 90 лет назад. Эти работы были выполнены в США для конкурса Общества библиофилов и снискали огромную славу в 1933 году во время единственной выставки в Нью-Йорке. В связи с Великой депрессией издательский проект так и не был осуществлён, и более семидесяти лет работы находились в частном собрании. На выставке можно рассмотреть 58 рисунков из этой серии. Я могу долго рассматривать почти каждую иллюстрацию. Где-то нелепая поза, где-то отражение в зеокале, на заднем фоне непонятные персонажи...Жаль, что не было этого издательского проекта. Сегодня это получился целый сборник иллюстраций по произведению Достоевского.
В 1928 году волей судеб Борис Григорьев совершил путешествие в Латинскую Америку. Латиноамериканский период был частично представлен на персональной выставке в Париже в 1937 году и покорил публику. Александр Бенуа отметил, что его картины обладают "чудодейственной виртуозностью" и "острой красочностью".
Немного семейных портретов - бонус для статьи. Мне понравилось, что они все выполнены в разных стилях.
После выставок прошедших в 2007 году в KGallery, в 2011-2012 годах и в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея, и в Государственной Третьяковской галерее, имя одного из самых самобытных авторов своего времени начинает возвращаться в историю мирового и отечественного художественного процесса.
Хочу еще рассказать о новом Выставочном пространстве Музея Фабереже в особняке Нарышкиных-Шуваловых, где всё выполнено по новым технологиям. Для посетителей "посвечиваются" полотна и надписи с информацией о картине. Это удобно, но для фотографирования - это очень не удобно, бликуют и сложно "поймать" информацию на подсвеченной подставке с названием и характеристиками экспоната, не всегда получаются общие планы залов с подсвеченными картинами. Но, в целом, освещенность простанства нормальная. При реставрации помещения сохранены часть полов и стен с кирпичными историческим вкладками. На полу можно пройтись по "рыжей кирпичной тропинке". Кондиционеры поддерживаю постоянную температуру. Рядом с названием картины есть QR код, где можно с помощью смартфона прослушать или прочитать более подробную информацию.
А вот попасть в новый корпус можно двумя способами: имея единый комплексный билет, и посмотрев ещё выставки и постоянные экспозиции (как мы - читайте статью "Красота святости") и пройдя через Голубую гостинную попасть в новое выставочное пространство, либо в одежде пройти через центральный вход и затем по указателям во внутренний дворик, где также находиться интересное пространство с интересными инсталляциями, потом попасть в новый корпус со своим гардеробом.
Если вы дочитали мою статью, то знайте, я вам показала меньше 1/3 выставки. Всегда самим интереснее увидеть своими глазами, чем что раз услышать. А я вам только рассказала о своих впечатлениях.