Позвольте задать Вам личный вопрос: как вы относитесь к зиме? Настоящей русской зиме, которую в наше время на себе ощущают, пожалуй, только жители северных районов, да и то не всех. Трескучий мороз хватает за уши и нос, а из глаз льются сразу замерзающие слезы, которые выбивает ледяной ветер. Эх, где те времена?
Сегодня наш рассказ пойдет не о животных, хотя и они слегка касаются данной темы. Нет, сегодня мы предлагаем поговорить о сильном морозе и о том, как его переносят автомобили и их водители.
Мы смогли, мы сделали
Стоит начать с того, что в СССР (а мы именно про те времена) каждый съезд ЦК КПСС было принято начинать с чего-то хорошего. Конструкторы Горьковского автозавода решили удивить всех тем, что разработали новый автомобиль для условий крайнего севера и сильных отрицательных температур. Этот «новый» автомобиль получил имя ГАЗ-53С.
Он все сможет
За основу был взят обычный 53-й и доработан для морозов. Правда, это было сделано людьми, которые никогда не бывали в Якутии, тем более зимой. Но что-то и правда, сделали.
Так, кабина водителя была утеплена и не чем-нибудь, а самым настоящим советским картоном. Были установлены шины Кировского шинного завода и не какие-нибудь, а самые настоящие «морозостойкие», да еще и с камерами в экспортном исполнении. Разумеется, никуда не делся и поролон – как же без него в автомобиле. Полы в кабине дополнительно утеплили губчатой резиной и поставили новый, более мощный обогреватель.
Ах, мечты
В то время казалось, что на такой машине можно не в Якутию, а сразу в Антарктику. Вот только казалось это только конструкторам. А на деле все оказалось куда менее радужным. Не радужным оказалось для семьи из Липецкой области соседство с собачницей. Им пришлось «успокаивать» постоянно гавкающих питомцев с помощью суда.
Также, заходите и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Телеграм-канал. Там очень уютно, интересно, и много классных материалов, которых нет на Дзене.
Испытания проводились с декабря 1963 года до конца февраля 1964.
За это время у водителей данных агрегатов скопилось множество вопросов к конструкторам. И скорей всего, исключительно в нецензурной форме. Хотя, как можно – на дворе Советский союз.
Горькая правда для Горьковского автозавода
Согласно отчетам водителей-испытателей, машины получились отличные за одним исключением – они не для условий севера. В ходе испытаний (около 8 тысяч км) было выявлено следующее: морозостойкие шины начинают буквально разваливаться после нескольких тысяч километров, также как и камеры внутри. По твердости шины становились похожи на то, что они сделаны из дерева твердых пород, и это точно не фисташковое дерево, которое хоть и крайне опасно, но растет все же в тепле.
Резиновые коврики, установленные для утепления, разрушились даже раньше шин. Все резиновые шланги под капотом (также утепленным) полопались почти сразу же. При достижении температур -50 у всех без исключения машин пропали тормоза. Двери, после остывания кабины перестали закрываться, так как поролон и картон становились дубовыми.
Однако водители, в отличие от машин, с честью прошли все испытания. Никто не замерз насмерть, никто даже серьезно не заболел. Однако про ГАЗ-53С пришлось на время забыть, и он появился спустя десять лет, под именем ГАЗ-53-90.
Как у них это получается?!
Впрочем, удивительным является тот факт, что в отличие от бездушной железяки, в Якутии живет немалое количество животных, которые на трескучие морозы совсем не жалуются. Например, якутские лошади отлично зимуют без всяких теплых гаражей, прямо под открытым небом, при температуре до -60! Правда, эта порода лошадей и водится только я в Якутии, но все же.
Также стоит вспомнить и знаменитых якутских лаек, которые не только живут в условиях мороза, но и работают там же – таскают сани охотников и рыболовов. Но самым удивительным для многих, будет тот факт, что теперь в Якутии живут и …верблюды. Правда, в сильные морозы их все-таки загоняют в закрытое помещение, но все же. «Корабли пустыни» превратились в «корабли снегов». Интересно, а их тоже в случае чего придется кормить ядовитыми змеями?
Таким образом, ставится понятно, что иногда животные, «созданные» самой природой, могут жить и работать там, где «железо устает и ломается». Хотя в наш век технологий, конструкторы создают все новые и новые машины, которые каждый раз становятся все лучше и лучше. Но есть и плюсы – может теперь человечество «отстанет» от животных? Как думаете? Пишите свои ответы в комментариях, ставьте лайки, делитесь с друзьями и подписывайтесь на наш канал.