Найти тему
Ваша Планета

«Тепло ли тебе, шофер?»: о том, как советские водители тестировали ГАЗ в условиях севера (как мороз уничтожает технику)

Оглавление

Позвольте задать Вам личный вопрос: как вы относитесь к зиме? Настоящей русской зиме, которую в наше время на себе ощущают, пожалуй, только жители северных районов, да и то не всех. Трескучий мороз хватает за уши и нос, а из глаз льются сразу замерзающие слезы, которые выбивает ледяной ветер. Эх, где те времена?

«Мы поедем, мы помчимся на оленях Газонах утром ранним»
«Мы поедем, мы помчимся на оленях Газонах утром ранним»

Сегодня наш рассказ пойдет не о животных, хотя и они слегка касаются данной темы. Нет, сегодня мы предлагаем поговорить о сильном морозе и о том, как его переносят автомобили и их водители.

Мы смогли, мы сделали

Стоит начать с того, что в СССР (а мы именно про те времена) каждый съезд ЦК КПСС было принято начинать с чего-то хорошего. Конструкторы Горьковского автозавода решили удивить всех тем, что разработали новый автомобиль для условий крайнего севера и сильных отрицательных температур. Этот «новый» автомобиль получил имя ГАЗ-53С.

Он все сможет

За основу был взят обычный 53-й и доработан для морозов. Правда, это было сделано людьми, которые никогда не бывали в Якутии, тем более зимой. Но что-то и правда, сделали.

- Здрасьте, а как проехать туда, где тепло?
- Здрасьте, а как проехать туда, где тепло?

Так, кабина водителя была утеплена и не чем-нибудь, а самым настоящим советским картоном. Были установлены шины Кировского шинного завода и не какие-нибудь, а самые настоящие «морозостойкие», да еще и с камерами в экспортном исполнении. Разумеется, никуда не делся и поролон – как же без него в автомобиле. Полы в кабине дополнительно утеплили губчатой резиной и поставили новый, более мощный обогреватель.

Ах, мечты

В то время казалось, что на такой машине можно не в Якутию, а сразу в Антарктику. Вот только казалось это только конструкторам. А на деле все оказалось куда менее радужным. Не радужным оказалось для семьи из Липецкой области соседство с собачницей. Им пришлось «успокаивать» постоянно гавкающих питомцев с помощью суда.

Также, заходите и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Телеграм-канал. Там очень уютно, интересно, и много классных материалов, которых нет на Дзене.

Испытания проводились с декабря 1963 года до конца февраля 1964.

Что тут удивительного: олени обгоняют автомобиль
Что тут удивительного: олени обгоняют автомобиль

За это время у водителей данных агрегатов скопилось множество вопросов к конструкторам. И скорей всего, исключительно в нецензурной форме. Хотя, как можно – на дворе Советский союз.

Горькая правда для Горьковского автозавода

Согласно отчетам водителей-испытателей, машины получились отличные за одним исключением – они не для условий севера. В ходе испытаний (около 8 тысяч км) было выявлено следующее: морозостойкие шины начинают буквально разваливаться после нескольких тысяч километров, также как и камеры внутри. По твердости шины становились похожи на то, что они сделаны из дерева твердых пород, и это точно не фисташковое дерево, которое хоть и крайне опасно, но растет все же в тепле.

Резиновые коврики, установленные для утепления, разрушились даже раньше шин. Все резиновые шланги под капотом (также утепленным) полопались почти сразу же. При достижении температур -50 у всех без исключения машин пропали тормоза. Двери, после остывания кабины перестали закрываться, так как поролон и картон становились дубовыми.

- Что-то ты, водитель не по сезону одет
- Что-то ты, водитель не по сезону одет

Однако водители, в отличие от машин, с честью прошли все испытания. Никто не замерз насмерть, никто даже серьезно не заболел. Однако про ГАЗ-53С пришлось на время забыть, и он появился спустя десять лет, под именем ГАЗ-53-90.

Как у них это получается?!

Впрочем, удивительным является тот факт, что в отличие от бездушной железяки, в Якутии живет немалое количество животных, которые на трескучие морозы совсем не жалуются. Например, якутские лошади отлично зимуют без всяких теплых гаражей, прямо под открытым небом, при температуре до -60! Правда, эта порода лошадей и водится только я в Якутии, но все же.

Эти испытания показали, что время машин еще впереди, и так оно и получилось
Эти испытания показали, что время машин еще впереди, и так оно и получилось

Также стоит вспомнить и знаменитых якутских лаек, которые не только живут в условиях мороза, но и работают там же – таскают сани охотников и рыболовов. Но самым удивительным для многих, будет тот факт, что теперь в Якутии живут и …верблюды. Правда, в сильные морозы их все-таки загоняют в закрытое помещение, но все же. «Корабли пустыни» превратились в «корабли снегов». Интересно, а их тоже в случае чего придется кормить ядовитыми змеями?

Таким образом, ставится понятно, что иногда животные, «созданные» самой природой, могут жить и работать там, где «железо устает и ломается». Хотя в наш век технологий, конструкторы создают все новые и новые машины, которые каждый раз становятся все лучше и лучше. Но есть и плюсы – может теперь человечество «отстанет» от животных? Как думаете? Пишите свои ответы в комментариях, ставьте лайки, делитесь с друзьями и подписывайтесь на наш канал.