Отец Александр – клирик Калининградской епархии, опытный миссионер и катехизатор, духовник и участник экспедиции к берегам Америки знаменитого российского барка «Крузенштерн», автор проекта «Школа крестных нянь», посвященного онлайн-подготовке родителей, крестных и волонтеров к воспитанию детей в вере.
Отец Александр, правда ли, что свой священнический путь вы увидели во сне, будучи ребенком, а решение стать православным приняли, играя в шахматы?
– Да, в одном из детских снов я увидел себя взрослым в священническом облачении. Насчет шахмат – тут было по-другому. Играя в шахматы, я вел диспуты на религиозные темы. У меня был сильный соперник, который пытался меня вывести из атеистического мировоззрения в сферу религиозных интуиций.
Почему именно миссионерское служение стало вам ближе? В этом была внутренняя или внешняя потребность?
– Трудно сказать. Мне доставляет искреннее удовольствие видеть, как человек обращается ко Христу. Я думаю, Господь просто дал мне дар благовестника. Кому-то Он дал другой дар, и человек испытывает радость от написания иконы или от работы по реабилитации наркоманов.
Сегодня обыватель пресыщен всевозможной информацией, в том числе и религиозной: выпускается масса книг, журналов, есть православные ТВ, радио- и интернет-каналы. Нужны ли в этом потоке миссионеры, и как вы видите их служение в современных условиях? Миссия XXI века – она какая?
– Да, миссионеры нужны. Причем именно миссионеры нам нужны сейчас больше всего. Миссионер уникален тем, что он мотивирует человека к прохождению долгосрочной катехизации.
Труд миссионера я сравнил бы с трудом мойщика золотой руды. Знаете, в XIX веке самым простым способом добычи золота из золотоносной руды было промывание породы в тарелке с водой. Золото ведь тяжелей остальных металлов, поэтому оседает на дно в первую очередь. Ради одного грамма золота добытчику приходилось порой в течение нескольких часов промывать в воде десятки килограммов золотой породы. Что я хочу этим сказать? Чистое золото – это особая форма веры, когда Господь стоит на первом месте в жизни человека. А золотая порода – это мировоззрение типичного обывателя, где золото перемешано с обычным песком, с солями и минералами. Бог в этой парадигме где-то есть – как одна из идей для решения каких-то проблем. Здесь Бог – не цель, а средство. И стоит где-то на пятидесятом месте в иерархии ценностей человека. И вот именно миссионер долго и упорно очищает золото от шлаков. То есть он помогает человеку переосмыслить собственный путь и поменять для себя иерархию ценностей, поставив Бога в основу своего бытия. Это очень тяжёлый труд. Это и есть обращение человека ко Христу.
Обратить одного человека намного труднее, чем просто проинформировать тысячу человек о том, кто такие православные, и во что они верят.
Мыть золото веры миссионеру помогают различные проекты. Расскажите о вашей «Школе крестных нянь».
– Проект «Школы крестных нянь» возник на фоне разрушения института крестных родителей. «Крестный нянь» похож на крестного родителя, только в одном есть отличие: «крестный нянь» не прикреплен намертво к одному крестнику. Он общается с тем, кто хочет узнать о христианстве, помогает ему воцерковиться. И если человек в какой-то момент уходит от контакта с волонтером, тот ничего не теряет, а просто находит себе другого человека, желающего изучить христианство. И вот я взялся обучать таких волонтеров.
Совсем новый ваш проект – игра «Кома». Неожиданное название для катехизаторской программы… почему именно такое, и в чем суть вашей игры?
– Игровая легенда: человек попал в кому, и ему необходимо вспомнить прошлое и исправить десять серьезных ошибок прошлого, чтобы выйти из комы. Для этого он проходит десять катехизических уроков.
Про «Кому» можно долго рассказывать. В ней огромный потенциал для тех, кто хочет создать хороший миссионерский проект. Главное – это возможность посредством игры выйти на абсолютно новых людей, новые аудитории для свидетельства им о спасении во Христе.
Миссионер всегда в дороге. Например, ваше путешествие на барке «Крузенштерн» заняло несколько месяцев. Как к этому относится ваша семья?
– Сначала было трудно, потом все привыкли.
Отец Александр, вы очень увлеченный священнослужитель. Скажите, а вас настигают разочарование, неуверенность в правильности и нужности того, что вы делаете? Если да, то как вы с этим справляетесь?
– Всякое бывает. Меня вдохновляют моя жена и мои трое детей, которые полностью меня поддерживают. А еще благодаря моим проектам у меня появилось много настоящих друзей в разных городах России. Это люди, которые хотят возрождения миссии Церкви.
Беседовала Елизавета ПОПОВА