Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Подавать или не подавать милостыню из страха прокормить неправедного?

Человек – человеку

Первое, что напрашивается и что очевидно (однако никогда не теряет остроты): нищие нужны как некий душевный камертон, констатирующий, насколько в сердцах проходящих мимо и даже прихожан живы милосердие и сострадание. Сожмется ли оно при виде порой неприкрытого страдания, откликнется ли словом участия или ровно простучит дальше.

…Муж (жена) умер (умерла), средств к существованию нет, родственники отвернулись, дети неизвестно где, ночует, где придется… Подобными обстоятельствами жизни теперь не удивишь (по статистике, в России около 20 миллионов людей находятся за чертой бедности). Но статистика – вещь холодная, а мы говорим о живой жизни, о том, что в евро не измеряется, чему нет цены.

…И именно поэтому – остановиться и отдать. Пищу, деньги, слово участия. Помните рассказ митрополита Антония (Сурожского) о том, как изменилось лицо нищего, у которого проходящий учитель попросил прощения за то, что ему нечего подать… «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». То есть, по словам поэта, все эти дары сочувствия, сопереживания, участия сродни тому, что вымаливаем, благодаря чему, по сути, живем, – благодати.

-2

…Еще и потому подать, что рядом с этими людьми так остро чувствуется глубина и реальность русской поговорки: «От сумы и тюрьмы не зарекайся».

«Жаба» душит или нет?

Испокон века стояли нищие у храмов. Там, куда люди идут за очищением души и стяжанием благодати. Выходит человек из намоленного пространства в благостном состоянии, а тут нищие. Первая реакция на полученные после богослужения дары – чувство благодарности и любви к миру, поэтому какие бы ни были у них лица – приветливые или озабоченные – нам в первый момент и не важно. Потому что мы щедры и готовы делиться, не задумываясь.

Но стоило «монетке» запотеть в руках, как пошли мысли: на благое дело потратит или напьется и ограбит ларек? А если не дам, именно по этой причине ограбит ларек, и тогда грех на мою душу ляжет…

Рука дрогнет еще и потому, что милостыня милостыне рознь. Копейка только кошелек освободит от ненужного груза, а ведь нужно дать так, как мама учила: подавать так, чтобы «жаба душила». И вот тут-то становится неуютно. Много нового узнаешь о себе. Кто-то, возможно, и не искусится, памятуя «…всякому просящему у тебя давай и от взявшего твое не требуй назад» (Лк. 6. 30). А у кого-то руки запотеют, пока будет думать («Учение двенадцати апостолов»). Патриарху Иоанну Милостивому было неважно, «паразитируют» на нем или нет: из жития святого известно, что он помогал всем, даже трижды к нему подходившим просить на жизнь.

-3

Святитель Иоанн Златоуст, пожалуй, исчерпывает своим ответом все сомнения: «Оказывающий благотворительность должен не жизнь бедного исследовать, но помочь бедности и удовлетворить нужде. Одно оправдание у бедного – недостаток и нужда; ничего больше не спрашивай у него, но если он, хотя бы был порочнее всех, нуждается в необходимой пище, то утолим голод его. Ничто столько не уподобляет нас Богу, как благотворительность».

«Поговорите со мной!»

У стен Свенского монастыря услышала: «Поговорите со мной!» Оглядываюсь: женщина. Глаза сквозь стекла очков кажутся огромными, будто в них пытается вместиться вся боль души человеческой. Поговорить?!

…Пятеро детей, погорельцы, старший сын с онкологией, средний семь лет пропахал в местах не столь отдаленных, на малышей в школе пальцем показывают: «А у них мама – побирушка!» Жили какое-то время у родственницы, а там сын алкоголик, жизни нет. Каким-то образом взяли кредит, чтобы домик подлатать, а выплачивать с чего? «Подсказали: иди к храму. Испокон века там просят, и такого не бывает, чтобы никто не подал. Мол, переступи гордость! Да какая тут гордость… – глаза увлажняются. – Одно упование на милость людскую и Божескую. У нас люди очень хорошие, добрые. А если что и скажут резкое, так все мы болящие, всем непросто. Лица такие потерянные у тех, кто в храм идет. Потому желаю всем любви. Ведь нам именно ее не хватает, правда?» Ее лицо посветлело, а мое утонуло в ее глазах. «То, что вы меня послушали, дали выплакаться, утешили – спаси вас Бог, милость оказали мне, грешной. Слова участия и дают силы терпеть». Поклонилась и отправилась на свое привычное место.

А я вдруг почувствовала легкость на сердце. Пришли на ум слова батюшки Амвросия Оптинского: «От ласки совсем другие глазки». Груз чужой боли не давил, наоборот – придал сил. И я поняла, в чем ее преимущество перед нами: неспособность причинить зло ближнему, бескорыстное сострадание. Эта нравственная доминанта нищего – одна из немногих человеческих ценностей, на которую во все времена был огромный спрос.

Когда нечего терять

У нас разная реакция на испытания. И далеко не все расценивают их как урок – наоборот, чаще жалуемся и ропщем, считая, что счастливы должны быть здесь, на земле. А что нищие? Снова учат. На этот раз достойно переносить скорби и страдания. В чем же выражается достоинство? Ведь уже стоят с протянутой рукой, куда дальше? А дальше – Господь. И начинается время духовных приобретений.

-4

…Сергей, неказистый, жалкий, страдал эпилепсией и много пил, стараясь заглушить боль. Когда-то у него была семья, но жена терпеть не стала, родственники отвернулись. Кто-то из прихожан пытался образумить, считая, что оказывает милость, вразумляя нищего. Сергей в ответ на «лозунги» и «воззвания» лишь смущенно или пьяно улыбался. Без обеда, правда, никогда не оставался: при храме работала (и до сих пор) столовая для таких, как он. Если же кто-то слово участия подавал, он сиял от счастья: мол, и меня за человека почитают. Однако болезнь прогрессировала, и он, предчувствуя неизбежное, вдруг попросил священника его крестить. Надо было видеть лицо «нищего» после совершения таинства. Так с улыбкой и отошел ко Господу.

Если вспомнить притчу о бедном Лазаре, то бросается в глаза то, что у него была одна добродетель: он никогда не роптал на Господа, несмотря на свое нищенское и болезненное положение. И только за это Бог принял его: одним смиренным отношением к своему бедственному положению стяжал нищий Царство Небесное (Лк. 16. 19-31).

Люди с молоточком

…Нину представляли редким гостям: «Это наша городская сумасшедшая». Когда утром она, тощая, в неизменном коричневом плаще (на все сезоны), с седым «хвостиком» на затылке, чему-то всегда улыбаясь, шла к храму, обыватели говорили друг другу: «Нина на работу отправилась – и нам пора». Ежегодно она замаливала грехи советских горожан в дальних паломничествах, на что ей специально собирали деньги на дорогу.

Однажды пасмурным вечером увидела, как группа подростков справляют нужду на памятник почетного гражданина города. Нина бесстрашно стала их стыдить. Юные «патриоты» поначалу оторопели, а потом, насмеявшись вдоволь, подняли хрупкое создание и усадили у ног вождя. Гранит мокрый и холодный, высоко… Просила о помощи. «Сумасшедшую» снял отряд милиции. Причем стражей порядка вызвали те самые юные горожане: мол, «мамаша» митингует… Поведение молодежи потрясло Нину. Она действительно заговорила в голос. Только не против власти агитировала, а обличала жителей за то, что потеряли облик человеческий.

Однажды она не вышла на улицу – исчезла в неизвестном направлении. Город начал стремительно превращаться в разбойничий вертеп: кражи, убийства, нападения… И горожане взмолились о появлении какого-нибудь безродного нищего, который поехал бы на богомолье замолить их грехи. Увы, такового не нашлось. Вскоре обездоленных и вовсе разобрали «по кутузкам», чтобы не портили облик и без того обедневшего города…

-5

Пожалуй, нет такого населенного пункта нашей необъятной Родины, в истории которого не промелькнул бы подобный сюжет. Все эти Павлуши, Гоши-горемыки, Степки и Катерины, оказывается, испокон веку тормошили обывательскую совесть. Чеховские герои с молоточком: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» (А.П. Чехов «Крыжовник»).

Говорят, отсутствие нищих в городе – плохая примета. В приметы мы, православные, конечно, не верим, но… Кто такие нищие по большому счету? Может, это и есть те, кто истинно возлюбил «нищету Христову»? Нищету Того, Кто обнищал, чтобы обогатить нас Любовью.

«Нищие – наши врачи»

Заведующий отделом по церковной благотворительности и социальному служению Брянской епархии протоиерей Сергий Рысин:

Нищие нужны в обществе для того, чтобы люди были милосердными. По сути, они наши врачи. Природу нищеты я бы отождествил с природой болезни. Для чего Господь попускает убогих, калек? Чтобы мы не ожесточились. Фактически эти люди приносят себя в жертву обществу именно с той целью. То же самое и нищие. Все человечество – единый организм, и когда какой-либо орган заболевает, то все остальные сострадают ему, о чем говорит апостол Павел (1 Кор. 12. 26). В слова «одно тело» он вкладывает в том числе такие понятия, как сострадание друг другу, желание благ ближнему и участие в радостях друг друга (святитель Иоанн Златоуст, «Слова подвижнические»).

Нельзя забывать, что категории нищих на самом деле разные. Далеко не все терпеливо переносят свое положение: многие ропщут, обманывают, идут на подлог. Это не спасительная нищета. А вот истинно нищие как раз и являются теми врачами, которые лечат общество от нравственной деградации. Святитель Василий Великий оставил нам точные характеристики истинной, праведной нищеты: «Укоризненно – не нищим быть, а не иметь мужества в перенесении нищеты. …Не всегда нищета похвальна, а только когда она с Евангельскою целью принята произвольно. Ибо многие по достатку нищи, а по произволению весьма любостяжательны. Их бедность не спасает, а произволение осуждает».

Образцы спасительной нищеты приводит нам Священное Писание. Почему Иов многострадальный был выбран Господом? Чтобы показать, насколько тот любит Его, при этом потеряв все. Или Лазарь из притчи о богаче и Лазаре, который был удостоен Царствия Небесного только потому, что стойко переносил свое бедственное положение. А ведь Господь может любого из нищих сделать богачом, но Он не делает этого именно для нравственного здоровья общества. «Не потому, что Сам Господь не в силах пропитать нищих, оставил их нам; но нам же в благодеяние требует от нас правды и человеколюбивого плодоношения (святитель Василий Великий).

У святых отцов можно найти подтверждение действенной силы молитвы истинно нищего, ибо это молитва праведника. «Много может молитва праведного поспешествуема» (Иак. 5. 16). Скольких на путь истинный наставили блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская… Можно, конечно, усомниться в действенности молитвы нищих нашего времени, но нам то неведомо.

Что касается того, подавать или не подавать милостыню из страха прокормить неправедного, то надо обратиться к Нагорной проповеди Иисуса Христа, в которой показан идеал христианина. Сказано: «Просящему у тебя дай!» (Мф. 5. 42). Дай без рассуждений и оглядок. И тут мы можем оценить, насколько мы далеки от совершенства, насколько мы здоровы или уже больны черствостью сердечной, скупостью, недоверием. Сколько в нас любви.

Елена СТАРОДУМОВА