Почему ученик дарит педагогу на День учителя две гвоздики и траурную ленту? Увы, я подозреваю банальное "создание контента".
На днях в новостной колонке мой взгляд выхватил заголовок, мимо которого учитель вряд ли пройдёт равнодушным. Читаю.
Ученик из Волгоградской области преподнёс педагогу на День учителя две гвоздики, перевитые чёрной лентой. Сначала, не разглядев, что именно несёт ученик, педагог несколько удивляется:
- Цветы?
- С наилучшими пожеланиями! - сообщает ничуть не смущённый ученик и протягивает две гвоздики с траурной лентой своей немолодой учительнице.
- Ой, а почему два? Забери! - сердито отказывается она от дара.
Что было дальше, трудно судить: видео обрывается.
Видео было опубликовано на местном Telegram-канале «Остров свободы». Беглый просмотр: канал имеет хорошую репутацию и не стремится набирать популярность на хайпе. Значит, авторы канала, скорее всего, не смогли равнодушно пройти мимо акта глумления над учителем. Но об этом позже.
О чем лично мне, учителю, сообщает этот прецедент? Между учителем и учеником нет ничего похожего на то, что изображалось на школьных плакатах и открытках прошлого века: учительница любовным жестом пытается обнять подошедших к ней детишек, лицо светится добротой и радостью; улыбающиеся дети протягивают пышные букеты без какого-либо подвоха.
Картина взаимной симпатии, уважения, доверия: взрослый наставник и благодарные ученики. Так, наверное, и должно быть, но, как мы можем убедиться, сегодня получается не всегда.
Что предшествовало акту дарения педагогу могильной атрибутики в день профессионального праздника, можно лишь предположить. Затяжной школьный конфликт?Взаимная неприязнь? Хроническая неуспеваемость ученика и возникшая на её фоне ненависть к предмету и учителю, желание отомстить? Это, наверное, приходит на ум в первую очередь, поскольку это "классика жанра". И как разрешать подобные ситуации, опыт у школы давно наработан.
А во вторую очередь, увы, я начинаю подозревать "создание контента". Вполне возможно, что между этими учителем и учеником ничего особенного не происходило, просто школьник собирался подзаработать на хайпе, опубликовав видео с эффектом бомбы. Кто из его сверстников не испытал бы эйфорию при виде подложенной учителю свиньи? А если бы училка ещё и разоралась, затопала ногами, брякнула что-то сгоряча... Это же - в перспективе "Ржака! Смотри до конца!" - тысячи просмотров, комментариев и лайков от сверстников и всех, кто сегодня, не стесняясь, обращает свою агрессию на учителя! Все довольны: напряжение общества слито на учителя, школьник пополнил свой карман - и мальчик убеждается: да в гробу я тебя видел, Мариванна! Зачем мне чему-то у тебя учиться? Блогером буду!
И если причины дарения учителю этого кладбищенского подклада вместо обычного букета (или хотя бы модного одного цветка) крылись вот в этом - хайп в Интернете, то здесь учитель может ощутить полную растерянность. Ему это в педвузе не преподавали, и он от этого всего далëк. А зря!
Что могла заметить учитель из Волгоградской области, когда к ней вошёл ученик с цветами? Что он почему-то спрятал лицо за черной балаклавой (вязаный шлем, открывающий только глаза) и что он входит не один: кто-то же это видео снимает. Это не только свидетель твоего профессионального унижения, это ещё и потенциальный обладатель гаджета - тот, кто "делает контент". Очевидно же, что педагога провоцируют. Здесь надо выдавать настолько противоречивую реакцию, чтобы потенциальная "Ржака" была направлена не в твой адрес, а в адрес глумливого школьника.
Да, по-человечески больно получить вот такое от ученика, да, вскипает праведный гнев. Но именно это от тебя и ждут, учитель. Так что давай, включай воображение: ты сейчас на сцене, играй!
Изобрази радость, скажи, что "два" - это настолько уже символичное для вас обоих число, что - верно - не надо ему изменять. О, чёрная ленточка! Мой любимый цвет, мой любимый размер! Завяжи бантик и приложи к груди, словно орден. Красиво, да? Ну, Иванов/Петров/Сидоров, растрогал ты меня сегодня до слез! Огромное тебе учительское спасибо! Вечно буду помнить этот день!
Занавес.
А потом, убедившись, что зрители ушли, и надёжно заперев дверь, можно дать волю своим слезам или гневу... И подумать, стоит ли тебе оставаться в такой школе, где ничего не стоит любому подойти и морально пнуть тебя, снять это на видео, а затем опубликовать... и всё это останется безнаказанным.
Вспоминаю случай с моей коллегой, учителем информатики. Этот предмет в нашем лицее изучают углублённо, начиная с 5 класса. И далеко не всем он легко даётся. Раздала она проверенные работы на перемене и услышала, как один из восьмиклассников, увидев свой результат, громко выразил свою досаду: эта @ука опять поставила мне двойку!
Коллега виду не подала, что услышала. Но на уроке, когда этот восьмиклассник к ней обратился, повернулась к нему и отчётливо сказала:
- Тяф-тяф, я тебя слушаю.
Немая сцена. Не помню, повторил ли ученик ещё раз свой вопрос, но она продолжила урок как ни в чем не бывало. На перемене восьмиклассник подошёл уточнить, что происходит. Не дрогнув ни единым мускулом, коллега пояснила, что @укам, в которые он её записал при всём классе, полагается тявкать, что она и делает. Но ученику тогда не пришло в голову извиниться за оскорбление, он лишь насупился и отошёл.
Больше четверти на любое обращение того ученика к ней учитель информатики откликалась словами "тяф-тяф", и класс уже знал, почему она так делает.
Наконец, школьник дозрел и на уроке перед всеми одноклассниками принёс учителю извинения за матерные слова, прилюдно направленные в её адрес.
Да, это потребовало выдержки от моей коллеги, но - я так думаю - это было очень мудрое решение в том инциденте. Это была "мягкая сила", против которой не устоял ни класс, ни юный хам. Они, кстати, прекрасно сдали информатику на ОГЭ в 9 классе (это обязательный экзамен в нашем лицее для поступления в 10 класс) и потом массово приходили благодарить мою коллегу за подготовку к экзамену и вообще за всё.
Предупрежден, значит, вооружён. Случай с дарением учителю двух гвоздик и траурной ленты, увы, не первый. Могу предположить, что подобное будет повторяться.
Что я сделаю в подобном случае? Постараюсь отыграть спектакль, который выше описала. Доведу ситуацию до абсурда. Из чёрной ленты сделаю бархотку и буду её носить в классе, в котором учится юное недоразумение. Гвоздики засушу и прикреплю на доску рядом с плакатиком с надписью, типа "Вечная память - она такая вечная!"
Пусть думает, как и когда я отомщу, но настоящей мести так и не дождётся. Возможно, к выпускному классу юный хам дозреет до извинений. А не дозреет - жизнь нас рассудит. Однажды он кого-нибудь из близких проводит в вечный путь и, возможно, поймёт, чего он мне в своей глумливой манере когда-то пожелал. А не даст ему судьба такой урок - не беда. Главное, что я выглядела достойно и не дала себя унизить перед миллионами зрителей: цирка с конями не вышло.
Осталось выучить на всякий случай этот сценарий.
Я знаю, что общественность привычно во всём обвинит педагога: ей ученик принес в День учителя похоронный символ - значит, заслужила: в гробу мы видали всех Мариванн! Но если вы, мои читатели, морально поддержите мою коллегу из Волгоградской области, потому что со смертью не шутят, буду по-человечески благодарна.
Есть ли у вас, уважаемые читатели, мысли, как следует реагировать педагогу на дарение двух гвоздик, перевитых чёрной лентой?
Здесь я рассуждала, что может крыться за навязчивой рекламой накануне 1 Сентября "Подари учителю один цветок!" ⬇