Поколение пятидесятилетних, которым в конце семидесятых было по 10-14 лет, наверняка помнят легендарный советский музыкальный четырех серийный фильм «Завтрак на траве».
Картина рассказывала в музыкально — приключенческом ключе об идеальном пионерском лагере и его жизни. Сюжет не привлек бы так зрителей, если бы не удивительные песни и музыка, прозвучавшие в картине и не шикарные панорамные съемки в лесу. Фильм просто дышал природой, летом, детством и солнцем.
В фильме снимались: С. Проханов, В. Талызина, Т. Лебедькова, Л. Гравес, М. Широков, С. Коптев, И. Князев, С. Жданов, Т. Самсонова, А. Демьяненко, Г. Ялович, В. Новиков, И. Юревич.
Н. Александрович по сценарию М. Львовского снял увлекательную приключенческую мелодраму с песнями и музыкой, которые до сих пор поют в музыкальных школах и кружках. Автор стихов М. Львовский и композитор картины В. Шаинский создали целый блок чудесных песен к картине: «Рыбка золотая», «Жара», «Где ты живешь на свете», «Картошка», «Между нами, дикарями», «Пожалуйста, не жалуйся», «Солдат молоденький», «Если в лагере дожди», «Мне снится мой город», «Ловись, ловись».
Песни звучали в исполнении: Е. Головина, ВИА «Шестеро молодых», Детского хора Большого театра СССР, Г. Лушиной, В. Ферапонтова, В. Талызиной.
Танцевальные номера ставил хореограф Г. Абрамов.
Фильм снимался в пионерлагере «Буревесник» рядом с селом Пролетарский, в пионерлагере «Ленинец», практически у деревни Салтыково в Калужской области и в Протвино Московской области.
Для исполнения песни и непосредственно участия в съемках картины также были привлечены курсанты Серпуховского высшего командно-инженерного училища имени ленинского комсомола.
В массовых съемках так же принимал участие детский хореографический коллектив Государственного академического ансамбля народного танца СССР под руководством И. Моисеева. Танцы приходилось ставить не на нормальной сцене, а на полянах в лесу, но детям так нравилось сниматься, что они с успехом справлялись с трудностями.
Изначально картина должна была называться «Будь готов», но потом картину переименовали в «Завтрак на траве» по названию картины Клода Моне из альбома импрессионистов, который по сюжету фильма пионервожатый И. Ковалев дарит юному карикатуристу Д. Мурашкину.
На роль пионервожатого позвали сниматься С. Проханова. Это был не первый его фильм. До него уже было тринадцать работ в кино, не считая работы в театре. Но позвали его именно благодаря предыдущим работам в кино. А именно картинам: «Ох уж эта Настя!», «Усатый нянь» и «Молодая жена». Очень похожий образ артист сыграл в картине «Усатый нянь», где активно и весело сходился с детьми. А в картине «Ох уж эта Настя!», артист вообще играл пионервожатого. Поэтому режиссер «Завтрака на траве» ни капли не задумывался над претендентом на главную роль. Проханов сам играет в картине на гитаре и сам поет.
В. Талызину позвали сниматься в картине тоже не случайно. Она уже была широко известной и заслуженной артисткой, и режиссер считал что кроме нее никто не сможет сыграть и руководящего работника пионерлагеря и одновременно любящую детей женщину. А поскольку она не плохо пела, то и в картине ей предложили спеть вместе с хором.
Ну и одну из главных ролей в картине исполнил А. Демьяненко. В те годы его не мало снимали в кино и на съемки картины приходилось ездить с других работ. Но Демьяненко когда-то занимался профессиональным боксом и физические нагрузки переносил с легкостью.
Когда картину выпустили на экраны, то она очень понравилась не только детям, для которых непосредственно предназначалась, но и их родителям. Несколько поколений советских зрителей с неослабевающим интересом смотрели фильм. А песни из него ушли не только в народ, но и стали обязательной программой в музыкальных школах и кружках.