«Третьей миссией» университетов, о которой мы поговорили с директором Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ Артемом Шадриным, принято называть особое направление деятельности вузов. Оно связано с содействием социально экономическому развитию городов и регионов, отдельных отраслей экономики и социальной сферы, внедрением технологических, социальных и управленческих инноваций.
Каким образом «третья миссия» меняет жизнь самих вузов, их студентов и общества в целом? Кто еще и как может выиграть от партнерства с университетами? Разбираемся в нашей статье.
Как вузы реализуют «третью миссию»?
Для начала стоит отметить, что она естественным образом связана с первой миссией — образованием и второй миссией — проведением исследований. В Институте социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ выделяют три направления ее реализации:
1.Вуз как аналитический центр, или think tank
В этом случае университеты участвуют в разработке стратегий социально-экономического развития городов и регионов, формировании и развитии территориальных кластеров, проводят практико-ориентированные исследования и разработки.
2. Партнерство с социально ориентированными НКО и социальными предпринимателями
В рамках этого направления вузы реализуют совместные социальные проекты с НКО и СП. Университеты вносят свой вклад в такие программы и проекты в виде современных достижений социальных и гуманитарных наук и передовых практик использования цифровых технологий.
3.Внедрение механизмов прикладного проектного обучения, в том числе для решения задач НКО
В таком случае тоже получается взаимовыгодная история. Студенты в рамках своего учебного плана реализуют практико-ориентированные проекты и развивают soft skills. А НКО и СП, часто выступающие заказчиком услуг, получают современные технологичные проекты, которые решают социальные проблемы инновационными способами.
В чем польза «третьей миссии» для каждого сотрудника и студента?
Во-первых, это возможность попробовать себя в новой роли, например волонтера, и реализовать какой-нибудь полезный проект, познакомиться с интересными людьми из НКО или СП.
Во-вторых, это вероятность карьерного роста для студентов. Часто компании привлекают их к совместным добровольческим проектам, объединяя университетское и корпоративное волонтерство. Это хорошая возможность, чтобы познакомиться поближе со своими потенциальными коллегами по работе, ведь впоследствии такие студенты могут стать сотрудниками этих предприятий.
В-третьих, это возможность попробовать себя в чем-то действительно инновационном и креативном и приобрести управленческие навыки и опыт работы, которые могут быть востребованы в будущем у выпускников вузов.
Кроме того, в рамках реализации проектов «третьей миссии» вузы могут заработать репутацию среди потенциальных заказчиков и потом выступать исполнителями коммерческих заказов компаний и выполнять работы по заказу региональных и городских администраций.
А как НКО и СП могут выиграть от партнерства с вузами?
Партнерство с университетом может быть интересно для НКО, не только как с исполнителем их заказа на какое-то исследование или продукт, но и в качестве пространства для самореализации своих сотрудников.
Кроме того, вузы — это авторитетный партнер для подтверждения достоверности результатов деятельности НКО и СП и тех технологий, которые они используют.
«Потому что одно дело, если организация просто ссылается на свой опыт, и совсем другое — если действенность используемой ею методики работы подтверждена результатами исследований. Университеты могут доказательно подтвердить, что те или иные социальные эффекты — это не роль случая, а результат применения технологий, осуществляемых НКО. Поэтому и в этом направлении партнерство с университетами представляется важным и перспективным», - считает Артем Шадрин.
В чем преимущество такого сотрудничества для бизнеса?
Проекты, которые компании реализуют в рамках политики корпоративной социальной ответственности (КСО), помогают решать социальные проблемы городов и регионов, и одновременно — они отвечают приоритетам устойчивости и развития самого бизнеса.
Поэтому компании, реализующие программы КСО, могут быть хорошими партнерами для университетов в реализации их «третьей миссии» сразу по нескольким направлениям: в части инициирования студенческих проектов, и по направлению деятельности вуза как think tank, и в совместной с университетами поддержке деятельности НКО и социальных предпринимателей.
Какая польза от реализации «третьей миссии» для жителей города или региона?
Рассуждая на эту тему, Артем Шадрин отмечает кластерную модель, в рамках которой может усиливаться роль университета в технологическом развитии регионов. Такие кластеры объединяют предприятия, исследовательские и образовательные организации, институты развития. И в ряде случаев в российской и зарубежной практике центрами такой кластерной организации могут быть университеты.
Например, для межотраслевого кластера «Зеленая Москва» базовой организацией является Российский химико- технологический университет имени Д. И. Менделеева, который имеет статус инновационного научно-технологического центра. На его базе создана передовая инженерная школа.
Прочитать интервью полностью вы можете на сайте журнала «Позитивные изменения».