Найти в Дзене
ValeRия

Почему в русской классике все страдают?

Сегодня нашла в заметках свою статью о русской литературе, написала её в 9 классе. Прочитав всю школьную программу и сдав ЕГЭ по литре на 100 баллов, поняла, что моё мнение не изменилось!

«Почитай классику», — говорили они. «Тебе понравится!», — настаивали все вокруг. Ну что ж, я почитала. И знаете что? НЕТ. Мне НЕ понравилось. Просто спасите меня, пожалуйста.

Вы хотите знать причину моих возмущений? О-о-о, люди, читавшие классическую русскую литературу, меня прекрасно поймут: там все просто обожают страдать и накручивать себя. Серьёзно! Мне кажется, в этом заключается смысл их жизни! Поступают как идиоты, а ведут себя и того хуже. Нет, я понимаю, различие времён и взглядов, но если в 19-20 веках всё действительно было так, то как человечество вообще выжило?

Сами посмотрите: в каждой второй книге кто-нибудь умирает, а в каждой третьей этот «кто-нибудь» и вовсе главный герой или его лучший друг. Нет, я серьёзно! «Леди Макбет Мценского Уезда», «Бедная Лиза», «Евгений Онегин», «Отцы и Дети», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мцыри», давайте ещё и «Анну Каренину» вспомним — таких произведений невероятно много.

Во время чтения «Евгения Онегина» я несколько раз впадала в ступор от поступков персонажей. Застрелить лучшего друга с непрошибаемой маской спокойствия на лице — это надо быть моральным идиотом, уж извините меня за использование этого словосочетания. Не поймите меня превратно, Александр Сергеевич Пушкин — гений. У него безумно красивый русский язык, прописанные персонажи, мне очень нравится атмосфера этого романа, но ещё раз: трагический конец классических произведений меня в корне не устраивает. Да, многие скажут, что я неженка, что просто не понимаю этих произведений, но проблема-то в другом: я прекрасно их понимаю. Понимаю, что хочет сказать автор, понимаю, зачем он пишет такой грустный конец, но… Легче от этого не становится.

Что самое интересное, если персонаж и не умирает — страдания на всю жизнь ему обеспечены, уж извини, ты попал в русскую классическую литературу, не хочешь страдать — иди утопись. И мне действительно кажется, что авторы периодически руководствовались именно этим принципом. Причём, страдания могут появиться, вообще не предвещая беды: не успел вовремя признаться в любви? А я уехала, а всё, а надо было раньше, страдай («Ася» Тургенева). В финале этого произведения, конечно, больше виноват Господин N, но всё же. Я прекрасно понимаю, что классика на то и классика, она должна показать, как бы, реальную жизнь — «типичный герой в типичных обстоятельствах»; что в жизни не всегда всё гладко, но не настолько же!

Я читала и зарубежную классику, там всё немного радостней, по крайней мере, далеко не все произведения кончаются плохо, чур Шекспира, как пример, не берём! «Гордость и предубеждение», «Джейн Эйр», «Королёк — птичка певчая» и знаете что? Нельзя сказать, что главные герои там не страдают. О-о-о, страдают, да ещё как! Но… Конец-то хороший.

Я, конечно, не считаю себя литературным критиком, даже близко, но на мой взгляд, лучшее произведение, это то, которое вызывает у читателя эмоции. Не важно — смеётся он или плачет, важно — насколько сильно произведение западает в душу. Я читала и произведения с плохим концом, рыдала и постоянно прокручивала в голове события из книги, думала, разбирала на атомы в мыслях, мне было безумно грустно, но я была рада, что прочла нечто подобное. Случай с «Корольком…» оказался вообще исключительным — мои эмоции просто нельзя было описать словами, я рыдала, смеялась и снова рыдала, причём в течение следующих четырёх дней и до сих пор вспоминаю этот опыт как чуть ли не лучшую книгу, которую я прочитала. Частично из-за того, что все страдания героев прошли не напрасно. Из-за того, что всё закончилось хорошо, я рыдала. Когда же я прочитала «Бедную Лизу», я тоже стала думать об этом произведении, и нельзя сказать, что мне не было грустно, но основное чувство, которое оно у меня вызвало — недоумение.

Периодически, мне кажется, что русская классика пишется обо всём и ни о чём. Как бы, сюжет есть, страдания есть, кульминация, развязка, всё присутствует, но всё настолько сглажено, что, когда заканчиваешь чтение, возникает чувство неудовлетворённости. А ещё, я заметила за собой некий скептицизм. Когда я беру новое классическое русское произведение, я невольно сразу готовлюсь к финалу, если не к плохому, то к открытому, а иногда мне и вовсе читать не хочется.

В завершении хочу сказать: всё, что я написала выше — моё субъективное мнение, и я не хочу навязывать его кому-либо. Я безмерно уважаю русских классиков и, если и не признаю их взгляды на жизнь, то их стиль написания и владение русским языком точно. И, знаете, вполне возможно, что классика просто не для меня — я довольно вспыльчива, у меня непростой характер и, что самое главное, — я подросток. Я очень люблю добрые произведения о любви, дружбе и приключениях, на меня довольно сильно влияют страдания персонажей, но я не могу сказать, что я отрицаю всё, что заканчивается плохо. Отнюдь. Я просто люблю добро и радость, но считаю, что классику читать не то что стоило бы, это необходимо для понимания быта людей того времени, в принципе для понимания того времени; классика даёт много жизненного опыта, она для этого и написана — чтобы мы не повторяли ошибок прошлого (хотя я, честно, слабо себе представляю, что решила бы задушить своего племянника, но это мы опустим), однако я считаю, что читать нужно те произведения, которые не только научат тебя чему-то, но и принесут удовольствие. В противном случае (если читать только классику), может вообще пропасть любовь к чтению, а это, на мой взгляд, намного хуже, чем не прочитать «Леди Макбет Мценского уезда», уж извините.»