Казалось бы, зачем заново придумывать велосипед гитару? Деревянные гитары ведь уже известны миру и прекрасно звучат, а эксперименты всегда требуют сил, времени и денег. Но не все так просто.
Дело в том, что с деревом работать довольно трудно: ему сложно придать любую форму, оно ограничено гибкостью, его необходимо красить, да и хранить нужно бережно. Пластик же не подвергается климатическим изменениям, не боится старости и воды, а стоит меньше.
История не деревянных гитар тянется еще с 1925 года.
В 20-е годы Лос-Анджелес стал центром развлечения, в городе было много коллективов народной музыки (кантри, блюграсс, блюз), однако в них было так много инструментов, что гитары просто-напросто терялись на фоне этого нагромождения, им не хватало громкости. Сложилась такая тенденция, что руководители оркестров зачастую даже не писали гитарные партии. Ну а зачем, если их никто не услышит?
Жорж Бошам был одним из таких пострадавших гитаристов. Он решил разобраться с этой проблемой и объединился с гитарным мастером Джоном Доперой, который к 1925 году уже имел 2 патента по улучшению скрипки и банджо.
Джон попробовал несколько материалов, однако остановился на алюминии. Именно алюминиевый конус, установленный под гриф, давал гитаре необходимую громкость. Тогда он решил не мелочиться и установил сразу 3 таких конуса под гриф, чем значительно улучшил тон инструмента.
Жорж Бошам был восхищен и регулярно выступал с этой гитарой. Вскоре инструментом заинтересовался и известный гавайский слайд-гитарист Сол Хупи. Тогда предприимчивый Бошам договорился с Солом, чтобы тот сыграл на этой гитаре на вечеринке, где будут богатые инвесторы.
План Жоржа сработал: долларовый миллионер дал ему 12,5 тыс долларов, и тогда они с Доперой смогли открыть свое производство. За 2 года они выпустили всего 40 гитар, но для развития им не хватало станка. Зато тот станок был у Адольфа Рикенбекера.
Вместе с ним Бошам и Допера открыли производство наколенных слайд-гитар под названием National. Фирма стала популярной, и Жорж Бошам начал вести разгульную жизнь, чем мешал эффективной работе. Джон Допера же, наоборот, был убежденным христианином и семьянином. На этой почве между ними началось недопонимание. Бошам хотел больше зарабатывать и уговаривал Доперу устанавливать не три конуса, а один, что ухудшало звучание, но удешевляло производство.
Когда Допера отказался, Бошам за спиной партнера запатентовал технологию. Допера ушел из National и с братьями основал собственную компанию Dobro.
Допера взял запатентованную технологию, улучшил ее и сделал собственный патент. Бошаму это не понравилось, и он начал настраивать дилеров против бывшего товарища. Вскоре дилеры поняли, что Бошам и пальца не приложил к созданию технологии, и тогда братья Допера подали в суд ответный иск на Бошама.
В 1931 году правление компании National понимает, что этот конфликт портит имидж компании, и увольняет Бошама. В 1932 году главный акционер,, тот самый долларовый миллионер, обанкрочивается и продает долю National одному из братьев Допера, который объединяет компании в одну — National Dobro.
Бошам с Рикенбекером в это время начинают разрабатывать свои первые электрогитары, напоминавшие сковородки. С этого момента громкость инструмента регулировалась не алюминиевым корпусом, а звукоснимателем. "Сковородки" не стали популярными: по легенде, они сильно нагревались от солнца.
Тогда Бошам с Рикенбекером натыкаются на материал бакелит, который очень гибок, не нагревается и не боится климата. Из бакелита они изготавливают слайд-гитару Model B.
На время Второй Мировой войны развитие гитаростроения остановилось: материалы, необходимые для изготовления инструментов, были нужны на фронте. После войны ситуация с гитарами в корне поменялась. Слайд-гитары перестали пользоваться спросом, и на их место пришли электрогитары.
National Dobro переименовывается в Valco и начинает производить усилители. В 60-х годах они выпускают электрогитару из стекловолокна, поскольку этот материал стоил дешевле. Однако из-за большого веса и не лучшего звука профессионалы ими почти не пользовались, а вот молодежь радовалась недорогим инструментам фирмы.
С развитием гитарного дела в США стали проникать недорогие импортные электрогитары, и в 1969 году компания Valco закрылась.
Нашлась одна компания, которая учла ошибки предшественников — Ovation. Фирма, основанная авиаинженером Чарльзом Каманом, не собралась делать интересный инструмент — фокус был поставлен на проработку гитары с точки зрения физики. Каман сделал корпус гитары полупараболическим, а не параллельным, чем добился лучшего звучания.
Первая гитара Ovation была похожа на бочку, однако своим звучанием привлекла известных музыкантов. Одним из них Глен Кэмпбелл, который на своей телепередаче каждую субботу выступал с гитарой этой фирмы в прямом эфире.
Это подтолкнуло Ovation сделать свой инструмент электроакустическим — именно так компания первой запустила серийное производство электроакустических инструментов.
Благодаря Кэмпбеллу гитары Ovation стали очень популярными, и фирма впервые создала полностью композитный гитарный корпус из углепластика. Инструмент, будучи очень дорогим по тем меркам (около $2 тыс.), доказал, что композитные гитары должны идти не в сторону удешевления, а, наоборот, в сторону подорожания, чтобы добиться хорошего звука и привлечь профессионалов.
Именно Ovation вынудила гитарных мастеров продолжить эксперименты с композитными материалами. В 2015 году такие инструменты перестали подражать деревянным собратьям и сделались полностью независимыми.
Подписывайся на наш телеграм. Там еще больше интересного - https://t.me/GCGolos