В Telegram-канале «Авиаторщина» обнародовали расшифровку, предположительно, переговоров членов экипажа «Уральских авиалиний», посадивших самолет в пшеничном поле под Новосибирском 12 сентября. Тогда причиной аварийной посадки назвали отказ одной гидросистемы и нехватку топлива. Общественная реакция на ЧП была двойственной: одни благодарили пилотов за спасенные жизни пассажиров, другие указывали на некомпетентность летного состава. Ознакомившись с записью, предположительно, принадлежащей экипажу самолета, заслуженный пилот России Юрий Сытник дал для Daily Storm свою оценку действиям экипажа.
Оценка эксперта
Юрий Сытник считает, что действия командира экипажа были непрофессиональными с самого начала. С момента срабатывания сигнализации о низком уровне гидрожидкости между командиром экипажа и вторым пилотом не было «слетности», они не слышали друг друга.
«После выпуска механизации и утечки гидросистемы уже есть замечания от второго пилота, что топлива маловато. Командир, видимо, был настолько деморализован, что не обратил внимания на это. Второй пилот ему говорит об этом, а тот ему: то читай, это читай», — сказал собеседник.
По оценке Сытника, сама ситуация была «неопасна, неаварийна», члены экипажа были просто не готовы к неисправностям. Причиной этого, предположил он, стало то, что пилотам «не привили навыков по управлению самолетом в нестандартной ситуации». Такие случаи обычно отрабатываются на тренажерах, при весенне-летней и осенне-зимней подготовках, во время полетов с проверяющим на борту.
«Их хаотичные переговоры и между собой, и с диспетчером говорят о том, что они были испуганы, не понимали, что делают. <…> Самолет — это изделие, которое вправе иногда ломаться. Все эти случаи расписаны и в руководстве летной эксплуатации, и в кратком руководстве, которое постоянно находится на борту. В случае какой-то неисправности они обязаны ее прочитать», — отметил он.
Кроме того, и старший пилот, и его коллега «слабо работали с системой навигации». Несмотря на то что диспетчер дал им кратчайший спрямленный маршрут, экипаж был не готов к уходу в Новосибирск, объяснил Сытник. Первоначально Airbus «Уральских авиалиний» совершал полет Сочи — Омск.
«Не знали, куда лететь, [командир экипажа] постоянно просит direct to. <...> Диспетчер ему говорит, что первоначальный курс 030 берите, а они самостоятельно не могли ни забить эту точку, ни на Новосибирск выйти, постоянно просили помощи диспетчера. И диспетчеры их выводили корректно, вежливо, не вмешиваясь», — добавил Сытник.
Среди ошибок в том полете эксперт также называет игнорирование выпущенных шасси на протяжении полета: «Не обращали внимание на лампочки, табло, которое горело у экипажа».
По мнению заслуженного летчика, руководство «Уральских авиалиний» не в курсе истинной степени подготовки своих командиров кораблей. Эта ситуация показала, что пилоты «не способны выполнять полеты в составе двух членов экипажа, им обязательно нужен штурман, бортинженер».
«Это ребята, которые могут выполнять только ограниченные функции в составе экипажа, как это бывает на военных самолетах Ан-26, Ил-76, Ил-38 и прочее. Такая простейшая неисправность, как отказ одной гидросистемы, привел к таким последствиям. То, что они посадили самолет и никто не погиб, — это большая удача и большое счастье», — заключил эксперт.
В Telegram-канале «Авиаторщина» утверждают, что достоверность расшифровки подтвердил источник в комиссии Росавиации. Однако проверить эту информацию нельзя. Ниже Daily Storm приводит текст расшифровки.
Инцидент произошел 12 сентября 2023 года. Airbus «Уральских авиалиний», летевший из Сочи в Омск, после отказа гидравлики ушел на посадку в аэропорт Новосибирска. Однако из-за нехватки топлива экстренно сел в поле. На борту в этот момент находились 159 пассажиров, из них 23 ребенка, и шесть членов экипажа. Серьезно никто не пострадал. Было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта.