Найти в Дзене
Дзынь-дзынь

Мистический Пушкин, мистический Петербург

Пушкин – наше все, и найти у него можно любой жанр, на любой вкус. Разбойничьи и исторические романы, а уж про любовь – только его и надо читать. Не обошлось и без легкой бесовщинки. Для участия в марафоне чтения мистических книг на канале Почитай мне перед сном выбрала два произведения: «Пиковая дама» и «Медный всадник». Действие обоих происходит в Санкт-Петербурге, где я недавно побывала. Впечатления еще свежи, и место действия стоит перед глазами. Сюжеты вспоминать не надо, а перечитать – истинное наслаждение и удовольствие. Пушкин, давший нам почти все формы искусства, написал «Пиковую даму» — верх искусства фантастического. Ф. М. Достоевский. Германн, сын обрусевшего немца, страстно желает денег и отчаянно завидует более обеспеченным знакомым. Большие деньги можно выиграть в карты, но рисковать не в его правилах, Германн только пристально наблюдает за играющими. Так и вижу, как он жадно провожает глазами стопки золотых монет и банковские билеты. Один из товарищей рассказывает о

Пушкин – наше все, и найти у него можно любой жанр, на любой вкус. Разбойничьи и исторические романы, а уж про любовь – только его и надо читать. Не обошлось и без легкой бесовщинки.

Для участия в марафоне чтения мистических книг на канале Почитай мне перед сном выбрала два произведения: «Пиковая дама» и «Медный всадник». Действие обоих происходит в Санкт-Петербурге, где я недавно побывала. Впечатления еще свежи, и место действия стоит перед глазами. Сюжеты вспоминать не надо, а перечитать – истинное наслаждение и удовольствие.

Пушкин, давший нам почти все формы искусства, написал «Пиковую даму» — верх искусства фантастического.

Ф. М. Достоевский.

Германн, сын обрусевшего немца, страстно желает денег и отчаянно завидует более обеспеченным знакомым. Большие деньги можно выиграть в карты, но рисковать не в его правилах, Германн только пристально наблюдает за играющими. Так и вижу, как он жадно провожает глазами стопки золотых монет и банковские билеты. Один из товарищей рассказывает о своей бабушке-графине, которая узнала от знаменитого афериста и игрока Сен-Жермена секрет трех карт, которые выигрывают три раза подряд. Бабуле 86 лет, даже в наши времена возраст солидный, а для пушкинских – невообразимо древний. Причем старушка в здравом уме и твердой памяти, просит у внука романов, тех, где бы герой не давил ни отца, ни матери, и где бы не было утопленных людей. Очень удивлена как отсутствием таковых, так и наличием русских романов.

Тайна не дает покоя Германну, и он проводит дни под окнами графского особняка. В одном из окон случайно замечает Лизу – воспитанницу старой графини.

Лизавета Ивановна была домашней мученицей. Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора; она сопровождала графиню в ее прогулках и отвечала за погоду и мостовую.

Интрига завязалась, развязка известна. Как многие великие произведения, «Пиковая дама» получила вторую жизнь, музыкальную, в опере. Даже если вы не слышали оперы, то знаете начало ариозо: «Что наша жизнь?» Считается, что самым лучшим исполнителем роли Германна был Владимир Атлантов, великий певец. Послушаем немножко оперы в его исполнении.

https://yandex.ru/video/preview/14917655643502618458

А еще есть «Прости, небесное созданье».

https://yandex.ru/video/preview/16355360012961974069

«Медный всадник» озаглавлен как петербургская повесть. Бывают поэмы в прозе, почему бы не быть повести в стихах? Строки знакомы практически наизусть, иногда ловила себя на том, что не читала, а декламировала.

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

Узнали? А следующее?

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Евгений, бедный чиновник хочет жениться на любимой девушке.

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой дойдем мы оба,

И внуки нас похоронят…

Простые, незамысловатые мечты, не нужен и клад, коли в семье лад. Все рушится от страшного наводнения.

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась.

Евгений спасается от воды, сидя на мраморном льве. В Санкт-Петербурге, как известно, очень много львов. А этих, из «Медного всадника», я видела совсем недавно. Еще задумалась, зачем им столбики-подставки.

Как только вода схлынула, герой кидается на поиски возлюбленной, но ее дом смыло наводнением, не оставив ни следов, ни тел погибших. Бедняга от такого несчастья лишается разума, и клянет в своих бедах строителя Петербурга, того, чьей волей роковой под морем город основался… Грозный истукан, как всадник Апокалипсиса, гоняет безумца по всему Питеру. Конец печальный, еще печальнее, чем в «Пиковой даме».

Интересный факт, медным всадника стали называть после пушкинских стихов, хотя на самом деле он бронзовый. Петербуржцы верят, что Петр защищает свой город: «Покуда я на месте, моему городу нечего опасаться». «Медный всадник» также получил музыкальное продолжение, только не оперное, а балетное. А тема великого города стала его гимном.

https://www.youtube.com/watch?v=kXCv61FDiQo

Перечитывала Пушкина и одновременно слушала Чайковского и Глиэра. Какое счастье, что есть такие гении!