Предыдущая публикация на тему палестинских мест Ростовской области вызвала живой отклик в среде моих читателей. Но эта тема не исчерпана Новой Палестиной и Новым Израилем. Была еще на Дону и своя Галилея!
Общеизвестная Галилея находится на севере Палестины и знаменита тем, что здесь родился и много проповедовал Иисус Христос. В этой местности есть Средиземное море, горы ( в том числе знаменитая гора Фавор), долины. Ростовская же Галилея тоже известна своими пейзажами. Только вместо моря - Дон, вместо гор - холмы, вместо долин - степи, а вообще - похоже! Это - станица Большовская Волгодонского района ( бывший казачий хутор Большой станицы Мариинской).
И проповедник появился на свет именно здесь в 1880 году, которому, собственно, Новая Галилея и обязана своим существованием. Это - небезызвестный иеромонах Илиодор ( в миру - Сергей Труфанов), друг Максима Горького, сам писатель и организатор покушения на своего близкого знакомого - Григория Распутина.
После того, как в юности Труфанов покинул родной хутор, чтобы учиться в петербургской Духовной академии, он прославился своим неоднозначным церковным служением и как контр-, так и революционными похождениями.
В результате Илиодор был расстрижен в декабре 1912 года и вернулся в отчий дом на Дон.
«Колдуном я раньше был — народ морочил», — говорил Труфанов о своем священстве. Дома Труфанов организовал религиозную общину «Новая Галилея», проповедуя новую религию «разума и солнца», затеял строительство «Храма Солнца». Между прочим, дела шли не очень, потому что местное казачество новую религию Труфанова не воспринимало. Интерес к нему больше был у иногородних. Вот какое любопытное описание "Новой Галилеи" дает свидетель - борисоглебский мещанин Иван Синицын против Труфанова в следственном деле Новочеркасской судебной палаты:
" Поклонниками и посетителями Труфанова были люди простые, необразованные, чернорабочие, и вот среди таких людей проповедь Сергея Труфанова и имела успех. Поселившись в “Новой Галилее”, Сергей Труфанов стал давать приют у себя своим поклонникам, которые, в числе до 50-ти человек, жили у него и кормились. Столовой служила в нижнем этаже “Новой Галилеи” большая комната, в которой стоял стол, за которым были все, проживающие у Сергея Труфанова, и он сам. На стене этой комнаты висели портреты Толстого и Лютера, причём Сергей Труфанов занимал место, имея с левой стороны от себя — портрет Лютера, а с правой — Льва Толстого. Еда начиналась и кончалась без крестного знамения; причём после еды за этим же столом всеми пелись песни: “Варяг”, “Бродяга”, “Соловей” и т.д. Все посетители, за исключением Надежды Перфильевой, Елены Харченко и Еженковой, кажется, Любови, помещались на ночь в нижнем этаже “Новой Галилеи”; названные же девицы и Сергей Труфанов помещались в верхнем этаже. В этом этаже в большой комнате, служившей приёмной, стоял стол, за которым Сергей Труфанов принимал по одному человеку, причем на стене за стулом, на который садился Сергей Труфанов, висела картина, изображающая распятого человека с чертами самого Сергея Труфанова, копию этой картины я обязуюсь вам, следователь, представить завтра.Сергей Труфанов, поселившись в “Новой Галилее”, стал носить поверх поддевки белой материи хитон, имеющий вид холста, с короткими рукавами; хитон есть одежда Иисуса Христа, и можно думать, что Труфанов, нося этот хитон, желал изобразить собою Иисуса Христа, так как благословлял своих посетителей, как Иисус Христос, возложением своей руки на голову благословляемого. Почему он, Труфанов, носит хитон, объяснений при мне не давал. В “Галилее” я видел Сергея Труфанова только два раза; в первый раз я его посетил в ноябре прошлого года, причём я приехал к нему после обеда, переночевал у него и наутро, часов в 11 утра, уехал; во второй раз я приехал к нему 21 того же ноября, часа в 4 дня и уехал от него в 2 часа ночи, увезя Сергея Труфанова с Марьей Ильиной Кистановой через г. Царицын на хутор Накладку Царевского уезда. В оба эти мои приезда Сергей Труфанов устраивал парад своим жильцам. Мужчины являлись на этот парад в белых папахах с деревянными кинжалами и шашками. Женщины тоже некоторые при таких же кинжалах. Вот это воинство собиралось в нижнем этаже “Галилеи” в столовой. Сергей Труфанов сходил с верхнего этажа в столовую, здоровался с народом, говоря “Здорово”, на это участвующие в параде громко отвечали:“Здравие желаем, Ваше императорское величество”, так как Труфанов называл себя царем Галилейским. После этого Федот Болотин (живёт во 2-ой части г. Царицына) рапортовал Труфанову: “Ваше императорское величество”, — держа деревянную шашку на караул, — в “Новой Галилее” — внутри и снаружи — все обстоит благополучно”. После этого садились все за стол есть. Для чего Сергей Труфанов устраивал эти парады, я не знаю, но утверждаю, что все это он делал в здравом уме и ничего ненормального я в его психике не находил."
Вездесущие репортеры проникли и в Мариинскую, благодаря чему для нас сохранились фотодокументы о деятельности Труфанова на Дону. В 47-м номере журнала "Искра" от 1 декабря 1913 года ( воскресенье) они сопровождаются таким текстом:
В «Новой Галилее».
Бывший иеромонах Илиодор — Сергей Труфанов, поселившись в Мариинской слободе Донской области, устроил там специальное жилище, назвав его «Новой Галилеей». Здесь он работал на огороде, пас овец, принимал пациентов в качестве врача-гомеопата. Словом, вел мирный и спокойный образ жизни. Неожиданно для всех он исчез 27 ноября, оставив письмо, в котором высказывает сомнение, что его найдут.
Сохранился план "Новой Галилеи", чертаный, якобы рукой самого Сергея Труфанова.
Говорят, что еще годов до 70-ых в Большовской сохранялись остатки кое-каких строений Новой Галилеи.
В общем-то Труфанов в Галилее на Дону и стал одним из основателей "палестинского" терроризма, подослав свою "послушницу" сызранскую мещанку Х.Гусеву к Г. Распутину, чтобы устранить того. «Хионию Кузьминичну Гусеву я знаю хорошо; она – моя духовная дочь, – писал сам Труфанов в своих «мемуарах». – Девица – умная, серьезная, целомудренная и трудолюбивая. Начитана очень в священном писании, и на почве этой начитанности она кое-где немного заговаривается… До 18 лет она была очень красива лицом, а потом сделалась уродом: у нее отпал нос. Сама она объясняет это тем, что она молила Бога отнять у нее красоту. И Он отнял. Просто она во время паломничества по святым местам, ночуя по ночлежным домам в больших городах, заразилась скверною болезнью, сифилисом, и сделалась уродом. В течение 1913 года она два раза бывала у меня в «Новой Галилее». Во время бесед о причинах моей ссылки и ее последствиях я много рассказывал ей, как и другим гостям, о «блаженном» Распутине. Она часто прерывала мои речи и горячо говорила: «Дорогой батюшка! Да Гришка-то настоящий дьявол. Я его заколю! Заколю, как пророк Илья, по повелению Божию, заколол 450 ложных пророков Вааловых! А Распутин еще хуже их. Смотрите, что он, делает. Батюшка, благословите с ним разделаться».
29 июня 1914, в праздник Верховных первоапостолов Петра и Павла среди бела дня на улице села Покровского Хиония Гусева подбежала к Григорию и ткнула его ножом в живот. Распутин был убежден, что неизвестная ему женщина хотела его убить, но некоторые мемуаристы и биографы говорят о попытке оскопления. Последняя версия частично подтверждается письмом Илиодора к своим почитательницам, написанным за несколько месяцев до покушения. В этом послании есть такие строки: «сделаем первое дело, окрестим Гришку», что на скопческом языке и означало оскопить. Распутин часто вспоминал то покушение. До конца дней искренне считал, что, «если бы не пырнула ножом та безносая стерва», Первой мировой войны не было бы. К тому времени, Илиодор , опасавшийся следствия, при помощи революционного подполья в женском платье бежал за границу, где в Норвегии принялся писать антираспутинский памфлет «Святой черт», в чем ему по некоторым данным, помогал не кто иной, как Алексей Максимович Пешков. За границей ( по некоторым данным - в США) Труфанов встретил 1917 год. Приход к власти большевиков поддержал. В марте 1919 по этому поводу заявлял: «К Октябрьской революции отношусь сочувственно, ибо после Февральской революции остались помещики, купцы и фабриканты, которые пили народную кровь». В 1918 снова вернулся на Дон, где его арестовали белые и посадили в Новочеркасскую тюрьму. А в Царицыне в 1919 Труфанов возобновил проповедническую деятельность: создал «мистическую коммуну» и объявил себя «русским папой», «патриархом живой христовой церкви». В 1921 году обратился лично к тов. Ленину с предложением о создании "Живой Христовой Церкви" для примирения верующих с большевиками. Сотрудничал с ВЧК и лично с Ф.Э.Дзержинским в атеистической пропаганде. В 1934 году в румынской газете опубликован очерк Труфанова. В нем сказано, что Дзержинский в 1919 году ему в собственом кабинете показывал заспиртованную голову Николая Второго, которую в свое время демонстрировали Ленину, как доказательство исполнения убийства. Жизненный путь Сергея Труфанова прервался в США в 1952 году. Основные знания о Галилее на Дону я черпал здесь и здесь.
PS. Дополнительные сведения о новогалилейской филистимлянской террористке Хионии Гусевой. Она была отправлена в психиатрическую лечебницу, откуда её освободили в марте 1917года. 29.06.1919 г. у входа в храм Христа-Спасителя она бросилась с ножом на патриарха Тихона, нанеся ему лёгкую рану. Дальнейшая судьба Гусевой неизвестна...