В позднем СССР в 1987 году вышла сатирическая комедия «Раз на раз не приходится» режиссера А. Габриэляна. В те времена в Советском Союзе очень мало снимали комедий вообще, а уж смешных практически не было. Фильмов снимали довольно мало, кино индустрия разваливалась на глазах, и многие актеры вообще были без работы. И этот фильм приятно поразил зрителей, потому что смеялись они практически все время.
В картине собрался букет отечественных актеров: А. Джигарханян, Л. Куравлев, Б. Брондуков, Л. Полищук, В. Кремлев, В. Бурлаков, В. Ваганов, А. Веденкин, М. Виноградова, Б. Иванов, К. Ильенко, Н. Крачковская, А. Кудинов, Т. Митрушина, В. Ферапонтов.
Все актеры играли прекрасно, но особенно запечатлелись в картине: А. Джигарханян, Л. Куравлев, Б. Брондуков, Л. Полищук. И если трое последних много раз снимались в комедиях, то А. Джигарханян очень удивил умением не просто произносить смешные реплики, но так играть лицом, что даже в тишине было смешно.
Сюжет картины рассказывал о приключениях трех работников строительного треста, которые занимались сносом старых домов. Но, поскольку зарплаты в те времена были маленькие, а кушать и хорошо жить хотелось всем, то прежде чем сносить очередной старый дом, рабочие его аккуратно разбирали на многочисленные запчасти и продавали «по левой». Доски, кирпичи, рамы, двери, косяки — все шло на продажу. Потому что в СССР стройматериалов всегда не хватало и спрос на них на много опережал предложение.
Однажды рабочие нашли в стене клад с золотыми слитками. Но не понесли его сдавать государству, а попытались реализовать на подпольном рынке. Однако ничего у них не вышло и они еще и под статью попали.
Но не столько фильм радовал сюжетом, сколько талантливейшей и безумно смешной игрой актеров. Ну и конец в картине тоже был не стандартный и очень веселый. Большая часть фраз из фильма стала крылатыми выражениями и ушла в народ.
Картина снималась на киностудии «Мосфильм», в церкви Покрова в Филях, на Введенском кладбище.
В картине много музыки. Композитор Е. Крылатов переработал мелодию из кинофильма «Приключения Электроника» так, чтобы получился гротеск, так же можно послушать куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст».
Для съемок картины арендовали реальную технику со строительной площадки и Брондуков неделю проходил краткий курс управления стенобойной машиной. Дом сносили реальный, назначенный к сносу. Все согласовали с местным ЖЭКом, Чьи работники очень обрадовались возможности поучаствовать в съемках.
Особенных спецэффектов в картине не было, потому что задачей было не снять картину с каскадерскими трюками, а выпустить легкий, краткий и яркий фильм.
Комедию снимали в духе сатирического журнала Фитиль. Поэтому она получилась легкой и быстрой. Картина даже начиналась с демонстрации кадров из «Золотая лихорадка» Чаплина. Именно это начало должно было настроить зрителя на розыгрыш, легкую комедию, практически немое кино.
На роль уборщицы на кладбище пробовалось много актрис, в том числе Л. Гурченко и Л. Полищук. Но Гурченко тяжело было ползать в кадре на коленях, у нее уже тогда были больные ноги и в картину взяли Полищук, тем более что после съемок в фильме «Приключения титулованной особы» сразу было понятно, что и шляпку и платье она может носить так, как ни одна королева не сумеет.
Для А. Джигарханяна роль стала дополнительной возможностью показать его актерское мастерство и тонкий восточный юмор. Он всегда мечтал сняться в комедии с налетом иронии, и показал что может играть не только голосом, но и лицом.
В картине все рассчитано с математической точностью. Ни одной лишней реплики или ноты. Все подчинено фразе»:Краткость — сестра таланта». Картина смотрелась на одном дыхании и вызывала небольшое сожаление тем, что быстро заканчивалась.
Критика довольно прохладно восприняла картину, а вот обычному зрителю картина очень понравилась. Ее даже сравнивали с работами Данелии. Для позднего СССР фильм был яркий, искрился иронией и юмором. Поэтому в прокате прошел на ура и собрал большое количество зрителей.