«Та, которой не было» (Франция, Бельгия, 2019, реж. С. Неббу)
Драма, всё как мы любим. #дошлирукидокина (психолог посмотрел и разобрал)
Но! Драма скучна, если смотреть невнимательно.
Виртуальный роман разочарованной немолодой женщины (звезда Жюльетт Бинош), про расщепление внутренних частей в психике. Когда мужское и женское не могут «встретиться» (иначе бы роман быстро стал реальным из виртуального), в юнгианской трактовке тут уместно говорить об #архетип «призрачного любовника».
Про романы, случайно начавшиеся по звонку или переписке, есть много произведений (о, кстати, надо бы подборочку сделать…).
Но интересное тут есть. Во-первых, три варианта финала: нет его, нет её, либо все-таки есть надежда, что они перерастут этот конфликт «призрачности». Во-вторых, тут запрос к зрителю поразмышлять на тему «если бы молодость знала, если бы старость могла…».. и похоже, Европу тема старения волнует все больше и больше. Проблематику зрелости они поднимают в кинематографе часто.
Начну с побочной, но похвалы. Есть сцены героини с психотерапевтом (а скажите, в каких фильмах сейчас их нет!! Раньше для выражения переживаний герои в кадре курили, теперь бегут к мозгоправу))), и они классные. Работа психотерапевта показана правдоподобно и профессионально, она виртуозно обходит атаки пациентки (а та прям атакует и провоцирует), и острые этические углы тоже, не обостряя и не скатываясь в буквоедство. Единственное, с чем я не могу согласиться: они сидят через стол. Психолог и клиент. Ну нет, так не делают. Я ж не про кушетку, но стол-то как разделяющий символ – это прям как-то не комильфо.
Теперь про героев. Она. Клэр. Мы не очень знаем ее историю жизни с мужем, и что было ранее, какие она делала выборы. Ну ушел муж к молодой спустя 20 лет, когда дети выросли. Нередкая ситуация, ну да, кризис, но можно пережить и переработать, и даже зажить еще полнее. А дама впадает в странные вещи, там не просто депрессия, я бы даже психоз подозревала. Она вся в иллюзиях, с которыми не хочет расставаться, и при этом очень жестоко обращается с другими, это видно в деталях (почему я и призываю смотреть внимательно!)
Чтобы отомстить молодому любовнику (который ей в общем-то ничего серьезного не обещал, иллюзия номер раз), она связывается с его соседом – фотографом (Алекс). Странная месть, тот первый (Людо) ничего не знает и его это кажется не очень-то и волнует (когда он узнаЁт) – поэтому это месть в ее голове (иллюзия номер 2). Она выдает себя за молодую девушку. Говорит, что чувствует себя на 25 (душа молода всегда, она не знала? Скажите ей кто-нибудь. Иллюзия три.), и вывешивает чужую фотографию. Это, конечно, тупик, потому что выйти в реал из такого знакомства практически невозможно. И тут Алекс, с одной стороны, влюбляется в ее голос, рассуждения – взрослые, мудрые, интересные, не как со сверстницами, с другой – в привлекательную, но фиктивную, внешность. И героиня сама себе создает чудовищный конфликт идентичности – во что он влюбился? Может ли он полюбить не за внешность, а за личность, либо ему надо только молодость? А ведь нет ответа. Если б хотела предъявить личность, не врала бы (иллюзия снова, а надо уметь разговаривать, на самом деле, и признавать ошибки, и рисковать объясняться).
А в чем жестокость? Прежде всего к самой себе. Ее виртуальная личность – это та самая разлучница. И Клэр как бы исследует, а за что можно было бы влюбиться в нее? Что в ней нашел бывший муж? «Хочу влезть в ее шкуру». Почувствовать, как она ведет себя с мужчинами, и что получает взамен. Психологический мазохизм высшей пробы.
Тонкий садизм тут есть еще в варианте сюжета (вроде бы фантазийном, но в фильме он очень уместен как воплощение внутренней психической реальности), когда Клэр находит способ привлечь и соблазнить этого молодого Алекса, и вроде бы все неплохо, и он даже увлекается, но дальше она решает ему предъявить неразрешимый конфликт. А что если та, молодая, вдруг появится, кого ты выберешь? Драма колдуньи (царицы) и падчерицы (свет мой зеркальце, скажи, кто на свете всех милее… помните же, да). Это непройденный этап взросления (через разочарование, конечно). Непереваренное отношение к своей женской идентичности, отвергается ценность, не присваивается опыт.
Героиня видит только два исхода: либо убрать (убить) мужскую часть, либо женскую. Психотерапевт расшатывает альтернативу: а если допустить счастливый финал в вашей картине мира? И та ложится в рехаб. Но, если я правильно поняла финал, это не помогло. Кризис не пройден. Молодой любовник жив и завел семью, Клэр делает вывод, что преобразовать травматическую реальность невозможно.
Как-то так.
Очень полезное кино для собственного осознавания, а каким бы мог финал быть в вашей картине мира? Как бы вы примирили этот раскол? Если бы молодость знала, если бы старость могла…